Украинцам, которые желают "отбелить" свои теневые доходы, не обязательно будет проводить оценку всего декларируемого имущества, а "фопы" могут не беспокоиться, что упрощенную систему налогооблажения уничтожат. По крайней мере, в этом UBR.ua заверил председатель комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налогов и таможенной политики Данил Гетманцев

О самых громких налоговых новациях, обязательных РРО и борьбе с олигархами – читайте в первой части нашего с ним интервью.

Глава парламентского налогового комитета Данил Гетманцев

Со второй частью интервью можно ознакомиться здесь.

Судьба "упрощенки"

Одно из ключевых требований "фопов" сегодня – сохранение упрощенной системы налогообложения (единого налога). Какие планы у налогового комитета по этому поводу?

Мы не уничтожаем упрощенную систему налогообложения. Начнем с того, чтобы развеять этот миф. Мы вводим общепринятый в мире (причем не только в Европе, не только в цивилизованном мире), но и в других странах – даже в Африке – простой удобный механизм, который поможет нам отделить мелкий бизнес от среднего и крупного.

Этот механизм – регистраторы расчетных операций (РРО). Как программные РРО (ПРРО), так и "железные" РРО. Это несложно, очень просто без учета первичных документов для большинства отраслей. Но мы требуем использования этого инструмента. Чтобы каждый потребитель получал чек, чтобы потребитель был защищенным.

Участники рынка азартных игр пополнили госбюджет на 630 млн грн. Обещали 12 млрд

Мы требуем и того, чтобы под малым бизнесом не прятались крупные предприниматели на Крещатике. Это – абсолютно простое и понятное требование. И эти уличные лозунги об "уничтожении бизнеса" – все от лукавого (намек на движение SaveФОП, – ред.). Я и не скрываю того, что мы не хотим, чтобы в Украине реализовывался контрабандный товар.

Мы не хотим, чтобы Украина была крупнейшей "теневой" экономикой Европы. И это делается для этого также. Но, с другой стороны, легализация малого бизнеса должна проходить в интересах самого малого бизнеса. Если ты работаешь на 100% в "тени", ты не защищен ни перед партнерами, ни перед государством, ни перед кем.

И действительно. На этом пути у нас приняты все необходимые решения. Я считаю, что мы можем их внедрить с нового года, как это прописано в законе. И, собственно говоря, завершить эту дискуссию.

Борьба с олигархатом

Ожидать ли украинцам снижения или повышения налогов в целом (как это было недавно с аграриями)? Если да, то в каких областях?

Что касается повышения налогов, то на выборах мы обещали этого не делать. Но мы также обещали убрать коррупционные преференции, которые годами создавали для себя крупные бизнесмены (мы сейчас их называем олигархами). Они сокращали налоговое бремя (не путем уклонения), добиваясь через изменения в законах преференций.

Мы уберем олигархические льготы

Речь, например, о заниженных налоговых ставках для тех видов деятельности, которые для них жизненно важные. Собственно, тот законопроект, который сегодня в Верховной Раде (№5600), входит в пакет антиолигархичных законов и приводит налогообложение в соответствие с принципами справедливости и равенства.

Иными словами, мы убираем те льготы, которые являются немотивированными и остаются откровенной политической коррупцией.

У Гетманцева рекомендовали Раде принять в первом чтении скандальный "ресурсный" законопроект

Но ведь в таком случае получается, что этот "налоговый удар" по олигархам коснется и отраслей, которыми они владеют. Иначе говоря, налоговая расправа с такими, предположим, монополистами, владельцами крупного бизнеса может возыметь далеко идущие последствия для целых сфер.

Я не считаю, что это "удар". Если у нас есть сокращенное налогообложение для отрасли, монополизированной олигархом.

Мы приводим в соответствие налогообложение этой отрасли ко всем другим конкурентам монополиста. Мы не бьем по каким-то бизнесам, а, наоборот, приводим их к равенству. Закон – один для всех.

Люди "прячут" $50 млрд

Какой финансовый "выхлоп" ожидаете от амнистии капиталов? Ранее вы говорили о $20 млрд (включая эффект от антиофшорного закона). Не изменились ли расчеты? Сколько, по-вашему, денег покажут представители среднего класса?

Сразу обращу внимание, что эти $20 млрд – это не ожидания по поступлениям в бюджет. Это то, что мы хотели бы вывести "в белую". То, что мы хотим, чтобы люди задекларировали. Почему такие цифры? Они считаются довольно просто. Хотя на самом деле никто не может точно рассчитать эффект от любой амнистии, поскольку амнистия – вещь тонкая.

Хотим, чтобы люди задекларировали $20 млрд

Мы должны понимать, что такие показатели зависят от многих факторов: доверие граждан, их желания принять в этом участие, законодательные последствия после проведения амнистии капитала. Но если рассчитывать, то мы полагаем, что на сегодняшний день на руках людей пребывает порядка $50 млрд.

Мы считаем, что если люди покажут $20 млрд, то это станет абсолютной победой. Если даже $10 млрд, то это также станет абсолютной победой. У нас именно такие ожидания, поскольку мы сопоставили результаты налоговых амнистий в Аргентине и Индонезии. Если Индонезию с нами сопоставить сложно, то с Аргентиной проще.

Госдолг Украины с начала года снизился почти на 20 млрд грн из-за укрепления гривны

Несмотря на то, что аргентинцы втрое богаче украинцев, численность населения практически та же. Если же посмотреть на те цифры, которые Аргентина получила вследствие такой амнистии (к слову, очень успешной, которая проводилась в 2017 году), мы должны выйти где-то на $20-30 млрд. На сколько выйдем – как бог даст.

И все же. Зачем представителю среднего класса подавать декларацию об имуществе, если в противном случае за это не предусмотрено никаких наказаний? Мотив только в том, чтобы со временем "не постучали в двери"?

Если вы планируете свою финансовую жизнь на год, тогда вопросов нет. Декларирование не нужно. Но если вы умный человек, который строит такие планы хотя бы на пять лет, то должны быть готовыми к тому, что когда-то вас спросят при покупке того или иного актива (авто, акций, корпоративных прав) о том, откуда у вас деньги.

Амнистия – возможность для человека, когда его спросят, откуда деньги, показать декларацию и сказать "отстаньте"

О чем амнистия, что очень важно? Это же не о ревизии имущества всех граждан Украины. И лишь бы оттяпать 5% от этого имущества, положив их в бюджет. Абсолютно нет. Амнистия – это о возможности для страны и человека выйти "в белую". Это возможность для человека, когда его спросят, откуда у него деньги, показать декларацию и сказать "отстаньте".

При этом могут спросить не только налоговики, а, например, согласно требованиям финансового мониторинга в банках. И это будет тот документ, который полностью подтверждает легальность средств. Поэтому это только про возможности. Если человек не хочет иметь такие возможности, то пожалуйста. Пусть остается "в тени".

Возможно, ему повезет. И никто никогда его не спросит, каким образом он добыл свои средства.

Оценка имущества вообще не нужна

Еще важный пункт, на который, к слову, часто ссылается Ваш политический оппонент и предшественница Нина Южанина. Когда мы говорим об амнистии капитала, декларациях, то и имеем в виду обязательную оценку имущества, за которую придется…

Нет, нет. Очень важно понимать, что мы не говорим об оценке имущества в Украине. Вы самостоятельно как лицо, участвующее в налоговой амнистии, принимаете решение, проводить ли оценку имущества. Если хотите, оцениваете. Нет – нет. Оценка вообще не нужна. Если хотите, берете стоимость покупки актива. Если хотите, вообще напишите 20 грн.

Если актив находится за границей, там есть варианты, когда оценка необходима. Но если актив в Украине, идти к оценщикам не надо. Мы не требуем от людей, принимающих участие в амнистии, подтверждения стоимости имущества в Украине. Поэтому коррупционного риска между лицом и оценщиком быть не может.

Справедливое налогообложение

В 2020-м Рада приняла закон по деофшоризации. Амнистия капитала – что-то подобное. Когда мы говорим о собственниках иностранных компаний в контексте деофшоризации, то эти лица при ликвидации таких компаний не должны платить налогов. Разве что – военный сбор в 1,5%. А при амнистии капитала – 5% за имущество в Украине. Нет ли тут определенной несправедливости?

Это – несколько упрощенный подход. Речь идет о введении в Украине антиофшорного инструмента для налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК, – ред.), которые создавались десятилетиями нашими бизнесменами, не бизнесменами, кем угодно. Компании создавались за границей, а предприниматели получали доход там, не платя налоги в Украине.

"Люди не смогут купить жилье": глава Киевгорстроя рассказал о влиянии "ресурсного" законопроекта

С 2022 года они будут вынуждены платить налоги в Украине. Введение этого инструмента во всех странах мира предусматривало так называемую безналоговую ликвидацию. То есть, мы должны дать возможность собственникам таких компаний перед введением этого механизма задать себе вопрос, хотят ли они их ликвидировать.

Мы приняли правильное решение по безналоговой ликвидации КИКов

Если они их ликвидируют, то в этом случае они с тех активов, которые есть у этих компаний, должны уплатить в казну 1,5% военного сбора. Речь идет и о том, что у этих компаний активы могут быть абсолютно разными: обязательства, какие-то права, активы в тех формах, которые собственнику вообще не нужны. И которые он никогда не легализовал бы в случае налоговой амнистии.

Это – разные вещи. И если где-то они могут пересекаться, то только в небольшом объеме. Я бы эти два процессы не путал бы. Я считаю, что мы приняли правильное решение по безналоговой ликвидации КИКов, что отвечает практике всех европейских стран. И абсолютно правильное приняли решение насчет 5% налогообложения по амнистии.

Эти 5% – целиком обоснованная ставка, которая ниже обычной более чем втрое.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: налоги амнистия офшоры капитал оценка декларация фоп бизнес флп Данил Гетманцев
Просмотров: 1146