На этой неделе Кабмин решил облегчить жизнь бизнесу, подняв пороги годового объема продаж товаров и услуг, которые можно реализовывать без кассового аппарата. Вместо нынешних 200 тыс. грн эта предельная сумма составит 500 тыс. грн.

Перечень таких видов деятельности был определен больше 17 лет назад постановлением КМУ №1336. Его и решили модернизировать. В частности, для двух видов деятельности — торговля медикаментами и оказание мед и ветуслуг, а также торговля и услуги общепита от сельхозпредприятий или потребкооперации в селах — пороги были увеличены с 75 тыс. грн до 250 тыс. грн.

«Это просто индексация на уровень девальвации гривни. Прежние нормы в 75 тыс. грн по старому курсу — это было примерно $10 тыс. Повышение лимита до 250 тыс. грн по нынешнему курсу — это те же $10 тыс.», — пояснила UBR.ua налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.

В Минэкономразвития считают, что помогли бизнесу сэкономить около 34 млн грн или примерно 22,7 тыс. грн на каждое предприятие. Эти средства, по словам первого замминистра экономического развития и торговли Максима Нефедова, компании должны были бы потратить на приобретение РРО и подачу отчетности.

То есть, можно сделать вывод, что речь идет примерно о 1,5 тыс. предприятий. Для сравнения: по данным ГФС, на 1 декабря 2017 года 120 тыс. субъектов зарегистрировали почти 280 тыс. кассовых аппаратов на 260 тыс. объектах. За 11 месяцев этого года через РРО продано товаров и услуг на 800 млрд грн.

Установку касс расширят

В то же время другие новации, предложенные правительством, будут не так приятны бизнесу. Например, использование РРО станет обязательным для всей розничной торговли подакцизными товарами. Напомним, действующее постановление разрешает физлицам-предпринимателям (ФЛП) на едином налоге торговать пивом в закрытых банках и бутылках. При условии, что они не торгуют иными подакцизными товарами.

По словам Максима Нефедова, министерство предлагает исключить из перечня товаров, к которым не применяется РРО, такие «странные пункты» как лотерейные билеты, другие финансовые инструменты, подакцизные товары, которые сейчас продают без кассовых аппаратов. В Минфине подсчитали, что объем теневого лотерейного рынка Украины составляет $1 млрд в год.

«Ни одной копейки из этого не уплачивается в бюджет, все находится в тени. При этом общество несет негативный эффект от этого бизнеса. И то, что такие заведения существуют вне закона, но работают по всей стране, я считаю ненормальным», — заявил недавно министр финансов Александр Данилюк.

По его словам, Минфин рассчитывал на принятие Верховной Радой разработанного ведомством законопроекта о легализации игорного и лотерейного бизнеса в текущем году. Но этого не случилось и государство ищет другие возможности легализировать этот бизнес.

Кроме того, по словам чиновников, все субъекты, которые предоставляют бытовые услуги (кроме тех, что работают на территории сел), услуги носильщиков на вокзалах и в портах также будут «обеспечены» кассовыми аппаратами.

Выходит, что ремонт обуви и одежды, бытовой техники, услуги химчисток, где трудится 1-2 человека будут обязаны использовать кассовый аппарат. Равно, как и те, кто сейчас оказывает такие услуги на дому (например, выполняет ремонты в квартирах). Впрочем, не исключено, что в окончательном варианте документа появятся уточнения, кого именно это касается. Ведь перечень ремонтных работ определяется МЭРТ и ГФС.

«Добавление кассовых аппаратов для других видов деятельности автоматически означает, что будут проверять эти виды бизнеса», — отметила Александра Томашевская.

Для лотерей все сложнее. Во-первых, они сначала продают билеты, а потом выплачивают выигрыши (с удержанием налога на доходы физлиц). Это сложно фискализировать и еще труднее проконтролировать.

Советник, участник рабочей группы при Минфине по применению РРО Андрей Панасюк, говорит, что лотереи имеют другой вид фискализации. Так называемая «электронная система принятия ставок, которые контролируются в реальном времени» органами Госказначейства.

«Это параллельная с общепринятой системой регистрации операций через РРО. Как работает эта система неизвестно, нормативки по этому поводу я не видел. В киосках стоят неизвестные приборы неизвестного происхождения и сертификации. По сути, это еще одна льгота, как для упрощенцев, разрешающая не пользоваться кассами», — уточнил UBR.ua Панасюк.

По его словам, недавно ГФС предложила изменить закон об РРО, ликвидировав норму о работе этой параллельной системы. И это не единственная отмена нормативки.

Нормативку упростят

Как утверждают в Кабмине, решено отменить 13 нормативно-правовых правительственных актов, которые содержат устаревшие нормы и не соответствуют нынешнему законодательству относительно кассовых аппаратов. Также КМУ предложит президенту отменить Указ №436 и все изменения к нему, так как сейчас налоговики, вопреки ст. 133.3 НК систематически штрафуют предприятия за невыполнение норм по обращению наличности.

В частности, предлагается отменить штрафы за:

  1. превышение лимитов остатка в кассе;
  2. неполное оприходование наличности;
  3. выплату зарплаты персоналу за счет денег из кассы;
  4. превышение сроков использования выданной под отчет наличности;
  5. проведение наличных расчетов без платежных документов от получателя денег;
  6. использование не по назначению налички, полученной в банке.

Кроме того, по словам госсекретаря Минфина Евгения Капинуса, министерство разработало предложения по сокращению процедур и количества документации, необходимой для регистрации РРО в фискальной службе. Так, по словам представителя Союза украинских предпринимателей Андрея Ерашова, что регистрация РРО в Киеве занимает около месяца.

Однако эти упрощения могут не помочь плательщикам единого налога, которых постепенно «приучают к кассе».

Заставят строго отчитаться

Как сообщается в пояснительной записке к проекту изменений постановления №1336, обязательным использование РРО становится при превышении годового дохода 1 млн грн независимо от вида деятельности. Это выглядит странно, если лимит поднимается только до 500 тыс. грн.

Ограничение в 1 млн грн годового оборота, после которого обязательно использование кассы, давно существует в Налоговом кодексе для плательщиков единого налога, вне зависимости от вида их деятельности. Кроме тех, кто продает бытовые товары, подлежащие гарантийному ремонту.

«Это был компромисс после попытки повального введения РРО. Теперь все, кто хочет работать без кассы, будут показывать обороты до 1 млн грн», — заметил Андрей Панасюк.

Однако, по словам Александры Томашевской, если плательщиков единого налога внесут в постановление среди тех, кто не обязан ставить РРО, но обязан доказывать свой оборот, то тогда предприниматели будут обязаны работать без кассы, но обязательно регистрировать КУРО (книга учета расчетных операций) и расчетные квитанции.

Сейчас единщики могут продавать без РРО до 1 млн грн оборота, просто вписывая в книгу доходов и расходов сумму выторга за день. Книгу расходов и доходов регистрируют в налоговой, а квитанции нет.

«Предприниматели сами решают, выдавать их или нет (например, по просьбе покупателя). Если же их внесут в постановление КМУ, то придется отдельно регистрировать книгу КУРО. Это очень плохо, потому что такая книга — это строгий учет», — заверила Александра Томашевская.

По ее словам, каждый бланк расчетной квитанции — это документ строгой отчетности. Что даже хуже, чем РРО, так как там хоть все автоматически фиксируется, а тут надо все самому писать.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: налоги касса рро подакцизные товары наличные гфс
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2287