3,5 года назад правительство Украины отменило ряд устаревших советских постановлений, одно из которых касалось нормирования предельных потерь топлива при его приеме, отгрузке, транспортировке и хранении. Из-за подверженности горючего испарению (летучести) на всех логистических стадиях оно может терять небольшой процент от объема, который и был определен как "естественный" в ликвидированном нормативно-правовом акте.

Документ отменили, так как предельные потери, закрепленные в нем с целью избежать нестыковок при администрировании и налогообложении, не соответствовали современным техническим характеристикам топлива и его реальной убыли.

Импорт белорусского бензина в Украину вырос на 14%, а польского – упал на четверть

Однако топливо, хоть и в меньших объемах, вопреки законодательству Украины и согласно законам физики, продолжило испаряться, в то время как новая "нормативка" не была разработана. Участники рынка изначально заявляли об административной коллизии, способной привести к убыткам компаний, и подали жалобу на имя вышестоящих чиновников вплоть до действующих тогда президента и премьер-министра. Разрешения вопроса им пришлось ждать три с половиной года.

Как Кабмин отменил законы физики

Государственный комитет СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб) в 1986 году утвердил норму потерь топлива на уровне в 0,8% от объема трафика. Недостачу сверх этих объемов, выявленную в ходе инвентаризации, нельзя списать на естественные причины, а значит, что за нее предусматривается административная и даже уголовная ответственность. После того, как Кабмин отменил постановление, естественные потери в принципе стали незаконными, а возникающую недостачу пришлось подгонять под зафиксированные до ее возникновения объемы и, соответственно, платить с испарившегося топлива акциз и НДС.

Нормы были отменены в конце декабря 2016 года. 17 марта 2017 года Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ), объединяющая крупнейших операторов АЗС, сообщила о правовой коллизии, возникшей в силу отмены советского постановления. В сообщении пресс-службы ассоциации, озаглавленном как "Кабинет министров случайно отменил законы природы", констатировалось: на естественную убыль нефтепродуктов, зависящую от множества факторов, включая температуру, продолжительность хранения, материал, из которого изготовлены емкости, работник АЗС повлиять не может, и он не должен нести ответственность за потери.

7 декабря 2017 года, по результатам совместных наработок НАУ и нефтегазового департамента Министерства энергетики и угольной промышленности, появился проект новых норм. В НАУ выражали надежду на их принятие уже в первом квартале 2018 года. Через год ассоциации пришлось отложить свои ожидания на первое полугодие 2019-го.

В каждую АЗС нужно вложить до 300 тыс. грн. Кабмин прописал новые правила по учету топлива

"Отсутствие норм естественной убыли нефтепродуктов на протяжении уже двух лет привело к необоснованным затратам компаний на уплату акциза и НДС с объемов топлива, которые исчезают под воздействием природных факторов", – жаловалась тогда президент НАУ Неля Привалова.

Итоговый проект постановление Министерство энергетики и угольной промышленности опубликовало практически год назад, 15 августа 2019 года. Лишь 5 августа этого года Кабмин утвердил обновленные нормы.

Они учитывают нормы стран Европы и СНГ и предполагают разный коэффициент возможных потерь топлива в зависимости от его вида (бензин, дизель, реактивное топливо и битум), сезона (летнего – с 31 марта по 31 октября – и зимнего периодов), а также от условий – при приеме, отгрузке и перегрузке, хранении, а также от транспортного средства, которым перевозилось горючее. К слову, наибольшие траты топлива возникают при перевозке бензина судоходным транспортом в летний период (до 0,5% от объема), наименьшие – при хранении бензина летом (до 0,0015%).

Убытки компаний и причины задержки

Как пояснил эксперт топливного рынка Леонид Косянчук, проблема естественной убыли скорее относится к учету нефтепродуктов и затрагивает бухгалтеров, а не доходы компаний.

"Говорить о серьезных убытках АЗС из-за летучести и несовершенства норм списания не приходится", – высказал мнение Косянчук.

Это объясняется тем, что топливо на нефтебазах принято высчитывать в тоннах, а в резервуарах АЗС – в литрах. Под воздействием температуры объем топлива может меняться, в то время как его масса остается прежней. Из-за нагрева емкостей для хранения летом это приводит к образованию излишков топлива.

"В рознице говорят, что, если на заправке происходит недостача бензина – это значит, что начальник АЗС ворует сверх всякой меры. На самом деле летом бензина в резервуаре, наоборот, становится больше, чем привезли по литрам", – рассказывает Косянчук.

Утверждение новых норм в первую очередь упростит администрирование нефтепродуктов, подтвердил UBR.ua совладелец сети АЗС "КЛО" Игорь Чернявский.

Кабмин утвердил новые требования к качеству сжиженного газа

"После утверждения норм станет легче вести учет – появился законный способ списывать то, чего нет – но также уйдет и двойное налогообложение в этом сегменте", – говорит Чернявский.

Опрошенные UBR.ua эксперты, отмечая, что шаг правительства является далеко не революционным, объяснили задержку в принятии изменений отсутствием стимула у органов власти решать подобные задачи.

"Изменение нормативного акта, который бы являлся регламентирующим законом и использовался налоговыми органами, занимает достаточно долгий период. Есть порядок прохождения документа. Самый простой путь – должна проголосовать Верховная Рада, но они, как правило, такие вещи не рассматривают. Но профильное министерство тоже этим не занимается", – считает Чернявский.

Эксперт издания "Нефтерынок" Александр Сиренко считает, что процедура была нерационально затянута. "Изменить нормы потерь нефтепродуктов – это очень несложная процедура. Те, кто этим занимался, делали это не спеша", – говорит Сиренко. Эксперт отмечает, что проблемы в государственном управлении связаны как с отсутствием понимания Минэнерго особенностей рынка нефтепродуктов, так и с проблемами в их коммуникации с представителями топливной отрасли.

"У рынка – блок накопившихся проблем. Многие правила застряли с советских времен и нормы по потерям нефтепродуктов не являются исключением. Для того, чтобы оперативно решать задачи, нужно чаще проводить встречи операторов АЗС, которых в Украине более 7 тысяч, с премьером, вице-премьером и представителями министерства. Однако в последние годы частота таких встреч уменьшилась – соответственно, снизилась интенсивность изменений в законодательстве", – подытожил Сиренко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: топливо кабмин отмена акциз ндс бензин
Просмотров: 1303