Украинские бухгалтеры и директора предприятий оказались перед дилеммой: продолжать использовать программы 1С или срочно искать им замену.

Напомним: президентским указом (№133/2017) введены санкции против 467 юридических и 1228 физических лиц, среди которых оказались правообладатели программных продуктов «1С: Предприятие». А 18 мая стало известно о блокировке счетов дистрибутора этого продукта компании «Скайлайн Софтвер».

3Б вместо 1С

ДП «Еврософтпром», правообладатель «1С: Предприятие» и ООО «Скайлайн Софтвер» – распространитель программ «1С» в Украине — утверждают, что продолжат обеспечивать обновления программных решений для существующих клиентов, но не смогут продавать новые программы.

«Пока существует проблема продажи новых лицензий, то есть при расширении своего бизнеса компании не смогут оснащать новые рабочие места программами 1С», — рассказал UBR.ua директор ООО «Скайлайн Софтвер» Вадим Мазур.

По его словам, под санкции попали только владельцы прав на программу и несколько компаний франчайзи (из примерно 500 официальных продавцов и разработчиков). Поэтому пользователи и дальше смогут нормально работать, своевременно получая обновления.

С другой стороны, ничто не мешает властям внести в санкционный список еще 500 продавцов. И хотя сам программный продукт, как признают власти, запретить не получится, но продавать его легально будет просто некому. Хотя продавцы обещают найти решение.

«Если мой бизнес окажется под санкциями, то работа просто уйдет в тень. У нас есть обязательства перед клиентами (примерно тысяча), есть работники, которых растили и учили для этого ПО. Если не будет легальных способов, все уйдут в тень. И будет хаос. Все проиграют, а квалифицированные кадры будут удаленно работать на РФ», — рассказал директор 1С: Франчайзи «Софтком» Александр Бобровский.

Например, как завил директор 1С: Франчайзи ООО «Санлайн» Алексей Ивашин (компания в санкционном списке), разработка программного обеспечения продолжится, и компания и дальше будет выпускать обновления.

Другое дело, что сама компания официально не сможет работать, так как санкции, введенные на 3 года, предусматривают блокировку счетов и других активов, остановку выполнения экономических и финансовых обязательств и т.п. Зато другие партнеры помогут устанавливать и настраивать обновления.

По словам Вадима Мазура, есть технические пути обойти решение СНБО законным путем.

«Однако остается надежда переубедить власти, что это решение было ошибочным. Соответствующее обращение уже пописали около 300 компаний», — рассказал Вадим Мазур.

Если сделать это не получится, то, есть другие пути. Как пояснил Александр Бобровский, пока правообладатели не имеют права продавать новые лицензии, но есть дистрибьюторы и партнеры, у которых сохранились товарные остатки на складах.

«Да, в какой-то момент они могут закончиться. Но может так случиться, что этих запасов хватит на десять лет. Ведь никто не знает, сколько желтых коробок каждый партнер закупил. Я уверен, что на пару месяцев этих запасов точно хватит», — рассказал Александр Бобровский.

Неофициально участники рынка признаются, что существуют и совсем радикальные способы обойти запрет. Вплоть до того, что можно силами украинских специалистов выпустить такую же программу под условным названием «3Б», которая не будет никак ассоциироваться с ПО с российскими корнями. Конечно, в этом случае придется первое время, пока клиенты не ознакомятся с продуктом, потратиться на продвижение новой марки.

Кто на новенького?

Казалось бы, в такой ситуации конкуренты могли бы перетянуть на себя часть пользователей «1С». Например, немецкая SAP SE объявила об активизации своей деятельности в Украине в сегменте ERP-решений для малого и среднего бизнеса. Совместно со своим партнером — BDO в Украине, компания анонсировала вывод на рынок страны нового продукта — локализованной версии решения SAP Business One по цене почти 10 тыс. грн.

Но, как утверждают эксперты, иметь хороший и дешевый продукт — это еще не все, что нужно для успешного продвижения. Необходима разветвленная сеть для его реализации.

«По статистике, когда наши продажники обзванивают потенциальных покупателей, мы видим, что примерно 90% компаний в той или иной степени используют программы 1С. Это, подчеркиваю, только наша оценка», — сообщил директор и основатель «Центр Бизнес-Технологий» Андрей Печерских.

Всего в Украине около 1 млн юридических лиц и еще большое количество частных предпринимателей. Официально, по словам Вадима Мазура, есть 300 тыс. лицензированных пользователей программ 1С и еще примерно 30-60% от этого количества составляет пиратское ПО.

Популярность продукта эксперты объясняют именно разветвленной инфраструктурой техподдержки и выпуска обновлений.

«Именно партнерская модель позволила выстоять в 2014-2016 годах, когда случилась круговерть изменений украинского законодательства. За два года было выпущено 20 релизов, которые учли свыше 60 законодательных изменений. Эти изменения зачастую вводились задним числом, а на завтра надо было поставить ПО, чтобы компании могли по-новому оформлять документы», — рассказал Вадим Мазур.

Как отмечает Андрей Печерских, программный продукт «1С: Предприятие» — это не только ведение бухгалтерского учета. Система класса ERP (Enterprise Resource Planning — управление ресурсами предприятия) —это корпоративная информационная система для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес-задач предприятия в целом. Она состоит из различных модулей, например, бухгалтерский и налоговый учет, управление складом, транспортом и т.п.

«Заставить бухгалтеров перейти даже на новую версию 1С не всегда удается, не то что на новый продукт. У нас нет для этого инфраструктуры, тем более, что нет явных конкурентов», — рассказал директор украино-литовского СП «Эльдия» Александр Длугач.

По словам экспертов, среди украинских производителей есть, например, корпорация «Информационные технологии» — разработчик ПО для автоматизации крупных и средних промпредприятий, предприятий финсектора, услуг, холдинговых структур. Ее флагманский продукт — система IT-Enterprise, охватывающая все стороны деятельности предприятия, а также управление группой предприятий.

«Стоимость ее внедрения — миллионы гривен, а сроки — от полугода», — рассказал Александр Бобровский.

Есть программы попроще. Например, компания «Интеллект-Сервис» выпускает программные продукты серии «ИС-ПРО» (предыдущее название — БЭСТ) для автоматизации учета и управления на предприятиях различных отраслей производства, торговли, агропромышленного комплекса, сферы услуг и в бюджетных организациях.

По оценке Александра Бобровского, это довольно громоздкий продукт. Хотя есть и облегченные версии. Его стоимость сопоставима с «1С: Предприятие» и все зависит от размера организации. Например, по сообщениям бухгалтеров на профильных форумах, цена программы для бухучета малого предприятия (до 50 работников) стоит около 7 тыс. грн.

Компания «Интеллект-Сервис» создала большую партнерскую сеть. Но через нее реализуют в основном программы электронной отчетности, такие как «M.E.Doc» и СОТА.

Еще один украинский разработчик ИнфоПлюс предлагает свои программы под общим названием АСКОД. Это в основном, также системы электронного документооборота. Компания создала в Украине партнерскую сеть с Oracle.

На рынке есть много разработчиков и индивидуальных решений. Например, бухгалтерская система «Акцент», стоимостью в 2-6 тыс. грн. На сайте разработчика указаны ИТ-решения для кафе, минимаркета, племенного учета в свиноводстве и т.п.

«Такие компании реализуют в год не более десятка внедрений, так как их продукт подходит далеко не всем. А программы 1С, по разным оценкам занимают 80-90% рынка», — считает Александр Бобровский.

По словам экспертов, в Украине есть немало индивидуальных разработчиков. Часто компании нанимают таких специалистов для написания программ «под себя», но тогда есть риск попасть в полную зависимость от такого разработчика.

«Уже есть примеры, когда компании отказывались от таких разработок и покупали стандартные программы», — рассказал Александр Бобровский.

Если придется переходить на новые продукты, то существующая инфраструктура их распространения просто физически будет не способна справиться с таким количеством заказов.

Переходной период

Еще один нюанс — время, которое понадобится для перехода на новую программу.

«Даже простой перевод клиента с одной версии программы на другую, например, с 1С Бухгалтерия на УТП может занять несколько недель. Когда государство запретило антивирус «Лаборатории Касперского» и «Dr.Web» все было значительно проще. Одну программу удалил, другую поставил и на все уходило пара часов, в сложных случаях несколько дней. Здесь же все иначе», — рассказал UBR.ua Александр Бобровский.

Надо перенести все данные (накопленную историю), переучить бухгалтеров на другую логику ведения учета, согласовать и свести реестры данных. В этом смысле несколько проще будет новым компаниям, которые могут внедрить новый продукт быстрее.
Сложнее всего и дольше придется возиться крупным предприятиям, которые внедряли учетную программу несколько лет и переход у них займет не меньше времени.

Средний проект для компании из 20 пользователей по переходу на новое ПО занимает от 3 до 6 месяцев. Для новых компаний с 1-2 рабочими местами внедрение идет около месяца (пока пройдет полный цикл работы бухгалтерской программы).

При этом только на услуги специалистов придется потратить не менее 100 тыс. грн. Внедрение 1С, по словам экспертов, обходится от нескольких тысяч гривен (только плата за лицензию) до нескольких миллионов гривен (для крупных холдингов). Средние компании платят 200-500 тыс. грн за внедрение. Поэтому пользователи продолжают пользоваться 1С, так как учет — это непрерывный процесс.

По словам экспертов, несколько лет назад в госсекторе по указке внедряли программу «Парус», которая теперь тоже под санкциями. И уже тогда предприятия и учреждения покупали и «Парус» (чтобы отчитаться о выполнении) и 1С, чтобы на ней работать.

Схожая история и с иностранным ПО. Как уже писал UBR.ua, есть иностранный софт, стоимостью в десятки тысяч евро или миллионы долларов. Его в Украине ставят крупные компании, в первую очередь, иностранные (по требованию штаб-квартир), но также параллельно пользуются программами 1С для внутреннего учета. Эти системы интегрируются, чтобы можно было необходимые данные загружать из 1С в SAP или Microsoft Navision.

Поэтому скорость перехода на новые системы будет прямо зависеть от уровня сервиса, который смогут предоставить разработчики.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: санкции бухгалтерия
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3607