Недавно Минэкономразвития создало официальный портал Программы ЕС по поддержке малого и среднего бизнеса (МСБ) в Украине. На словах чиновники всячески готовы способствовать развитию малого предпринимательства и создания лучшего бизнес-климата в стране. Однако реальные действия властей свидетельствуют об обратном. Самый яркий пример последнего времени — действия ГФС по блокировке налоговых накладных.

Как не раз отмечала глава комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина, сейчас бизнес-сообщество разделилось на две категории — сторонников и противников сохранения системы автоматического возмещения НДС. За нее — крупный бизнес, получающий своевременно возмещение налога, против — малые предприятия, которым беспрестанно блокируют налоговые накладные.

Осеннее обострение

Система блокировки налоговых накладных (НН), введенная в 2017 году, должна была перекрыть последние возможные варианты мошенничества в сфере НДС — это скрутки, которые обеспечивает кредит. Однако в последние месяцы бизнес все чаще стал жаловаться на безосновательную приостановку регистрации налогового кредита.

По данным Госказначейства, с 1 июля (момента начала работы системы блокировки) по 1 ноября 2017 года, было дополнительно заморожено на НДС-счетах 1,5 млрд грн оборотных средств предприятий. Партнер аудиторской компании Crowe Horwath AC Ukraine, председатель налогового комитета общественного совета при МЭРТ Ольга Богданова объясняет это тем, что при блокировании НН происходила их вторичная регистрация под дополнительное пополнение НДС-счета и пересмотр задним числом показателя суммы превышения на счете.

«И эту цену платит средний и малый бизнес, реальный сектор экономики», — заметила Богданова.

То есть, у малого и среднего бизнеса позаимствовали беспроцентно деньги путем блокировки накладных. На период, пока идет рассмотрение комиссии о разблокировке и т.д., НДС фактически дважды уплачивается в бюджет.

Например, есть производитель и есть торговая сеть. У каждого из этих предприятий есть кредит, обязательства и сумма разницы, которую они должны заплатить в бюджет. И пока налоговая заблокировала НН от производителя к торговой сети, торговцы должны этот налоговый кредит компенсировать в виде уплаты НДС.

По подсчетам эксперта, с начала внедрения системы электронного администрирования НДС в 2015 году малый и средний бизнес уже выложил 9 млрд. грн. замороженных на НДС-счетах плюс, не считая кредитования государства в период рассмотрения дел по разблокированию налоговых накладных.

Налоговый произвол

Согласно рейтингу, который оценивает простоту уплаты налогов (по результатам исследования Группы Всемирного Банка и PwC в 190 странах) процедура возмещения НДС (не по операциям ВЭД) в Украине длится в среднем 14,3 недель при европейских показателях в 16,4 недели.

«Однако эти показатели были бы хуже, если бы учитывались проблемы работы с налоговыми органами», — признает советник министра финансов Украины Елена Макеева.

Проблема приобрела такой масштаб, что 15 ноября Комитет налоговой и таможенной политики Верховной Рады провел слушания на эту тему, где предприниматели просили депутатов срочно изменить систему. Так как они теряют клиентов и вынуждены собирать массу документов, чтобы в ручном режиме разблокировать НН. В каждом случае блокирования накладной им приходится отдельно по каждой операции доказывать реальность сделки.

Как ранее сообщала Нина Южанина, в ноябре 2017 года налоговики просили комитет ВР письменно разъяснить: каким образом можно обойти прямую норму Налогового кодекса п. 201.10 и не принять по умолчанию зарегистрированный налоговый кредит. Фактически в ГФС признают, что несмотря на внедрение системы блокировки схемного кредита, есть предприятия, которые осуществляют «скрутки».

С одной стороны, закон гласит, что зарегистрированная системой накладная является неоспоримым основанием для формирования налогового кредита дальше по цепочке покупателей. С другой — налоговики считают, что первичные документы, составленные «неправомерно» могут не иметь юридической значимости.

31 июля 2017 года ГФС выдает индивидуальную налоговую консультацию, в которой делает выводы, практически переписывая Налоговый кодекс. Так, они считают, что налоговый кредит может признаваться только если была реальная хозоперация по поставке товаров/услуг, а налоговая накладная составлена именно тем лицом, которое осуществило поставку.

И если они вышли с проверкой и не обнаружили у компании изменения в активах или налоговых обязательствах, при этом компания работает с фиктивными предприятиями (в понимании ст. 205 НК), то налоговый кредит признаваться не будет.

По словам экспертов, ГФС спускает в регионы письма списки предприятий-скрутчиков, которые прошли через систему блокировки, чтобы несмотря на регистрацию НН, все равно провести дополнительную проверку и определить, была ли операция реальной.

Возмещение НДС перепроверяется на основании п.78.1.8 НК. Это значит, что внеплановая документальная проверка проводится по всем отрицательным значениям бюджетного возмещения свыше 100 тыс. грн.

В ходе таких проверок не признается налоговый кредит предприятий «с признаками фиктивности», то есть когда суд еще не доказал такой фиктивности. Отказывают также в возмещении по авансовым платежам, хотя еще в июле 2017 года Минфин указал в своем письме ГФС, что по авансовым платежам бюджетное возмещение должно проводиться.

Наконец, налоговики рассматривают возникновение отрицательного значения НДС не за отчетный период (месяц), а в привязке к конкретной операции, которая была расшифрована в дополнение к заявленному бюджетному возмещению.

Выходит, что проблема схемного кредита не решена и возмещение НДС не зависит от работы системы блокировки НН. Очевидно, что бюджету нужны деньги на возмещение и их пытаются найти любым способом.

В сентябре-октябре этого года аграрии столкнулись с неожиданным снятием с их счетов в системе электронного администрирования НДС от 100 тыс. грн до нескольких миллионов.

Не могут договориться

В профильном комитете Рады считают, что система регистрации налоговых накладных не оправдала себя. Для исправления ситуации предлагается фактически вернуться к тестовому режиму работу системы блокировки (законопроект №7115). Вызывающие сомнения накладные будут регистрироваться, но не блокироваться автоматически.

Минфин категорически против возврата к «ручному» управлению, считая, что это создаст параллельную систему остановки регистрации НН, с высоким коррупционным риском.

«Минфин до сих находится в поиске компромисса по этому вопросу. Однако, по моему мнению, государство вряд ли откажется от порядка автоматической блокировки налоговых накладных. Так как «ручное» блокирование налоговых накладных, на чем настаивает профильный комитет ВР, создаст значительные коррупционные риски в работе чиновников ГФС», — рассказал UBR.ua советник министра финансов из Офиса поддержки реформ Минфина Евгений Козлов.

Поэтому единственный путь, который видит Минфин — это совершенствование критериев для блокировки. В частности, недавно были обнародованы очередные усовершенствования критериев рисковости НН, утвержденные приказом Минфина №926 от 9 ноября 2017 года.

Пункт 6 критериев был дополнен третей составляющей для мониторинга и блокировки накладной. Он касается расчетов корректировки (РК) к налоговым накладным.

При этом РК подпадет под блокировку, если им предполагается: изменить стоимость товара/услуги более чем в два раза. Или меняется номенклатура товаров/услуг (первые 4 цифры УКТ ВЭД или 2 первые цифры кода из Государственного классификатора продукции и услуг).

Подкорректирован также и «блокировочный» п.п. 1 п. 6, который учитывает остатки рискового товара на «виртуальном» складе. Кроме того, наряду с с/х производителями технологические карты плательщика будут автоматически учитывать в системе мониторинга еще у одной категории НДС-плательщиков.

Это компании, которые одновременно выполняют такие условия:

  1. Так называемая налоговая нагрузка превышает 2%.
  2. Сумма НДС в НН или РК, которые регистрируются в текущем месяце, не более чем в 1,3 раза больше, чем самая большая сумма НДС за один из 12 предшествующих месяцев.
  3. Объем поставок в налоговых накладных, составленных с начала 2017 года, превышает 25% общего объема поставок за этот же период.

Как и прежде, все таблицы подаются только в электронном виде вместе с пояснениями. При мониторинге комиссия в ГФС может решить не учитывать информацию, указанную в технологической таблице, если получит сведения о ее недостоверности.

 

Теги: налоги ндс налоговые накладные гфс блокировка налоговых накладных
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2516