Главное управление налоговой во Львовской области заявило, что визитные карточки, выдаваемые на предприятиях работникам, являются нематериальным благом. В связи с этим их стоимость должна включаться в общий месячный доход трудящегося, с которого взимается 18% налог.

Правда, под это требование подходит не любая визитка. Для того, чтобы она облагалась налогом, на ней должны быть указаны логотип и реквизиты субъекта хозяйствования, а также личные данные работника.

Рестораны переложат рост налогов на клиентов: цены в меню вырастут на 20%

Хотя из-за визитных карточек размер налога не должен сильно вырасти, однако опрошенные UBR.ua юристы крайне скептически отнеслись к обоснованию львовской налоговой.

Размер сбора и кто заплатит

Как объяснил UBR.ua адвокат бюро "ЮФ "Семенова и партнеры" Марина Семенова, даже если согласиться с утверждением налоговиков, включение или невключение визиток в налогооблагаемый доход не должно заботить работника – за него сбор полученных визиток должен заплатить работодатель, как налоговый агент.

"В этом случае необходимо рассчитать количество визиток, которые выданы отдельным сотрудникам и их стоимость", – пояснила Семенова.  

Согласно ценовому предложению в одной из киевских типографий, 100 визитных карточек на глянцевом картоне и плотностью 300 гр./кв. м. стоит 99 грн. Таким образом, даже если один работник в месяц будет получать от работодателя по 100 визиток, то работодателю придется дополнительно заплатить с его зарплаты 17,8 грн налога.

Депутаты подали более 10 000 правок к "ресурсному" законопроекту о налогах

Если компания ежемесячно расходует большое количество визитных карточек – скажем, 1000 шт., – то в масштабах всего предприятия дополнительные траты составят 52,2 грн.

В сообщении львовской налоговой также подчеркивается, что обсчет сбора с благ, полученных в безденежной форме, рассчитывается по правилам пунктов 164.5, 164.2.17, а также пункта 164.2 статьи 164 Налогового кодекса Украины (НКУ).

Обоснованы ли аргументы налоговиков

НКУ определяет, что налоговая ставка в 18% применяется не только к заработной плате служащего, но и к дополнительным благам, полученным им бесплатно – материальным и нематериальным ценностям, услугам и т.д., если они не связаны с исполнением работником своих обязанностей.

Кроме того, в львовской налоговой дополнительным аргументом приводят определение рекламы в соответствующем законе, где сказано, что это "информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лиц или товара".

Видимо, имеется в виду, что визитка является благом для работника еще по той причине, что способствует осведомленности потребителей о его услугах.

Госисполнители с начала года вернули 360 млн грн долгов по зарплате

Однако, как считает адвокат Марина Семенова на основании тех же норм НКУ, которыми пользуются сотрудники налоговой, визитная карточка не может считаться "дополнительным благом".

Так, в приводимых львовской налоговой пунктах 164.2.17 и 164.2 статьи 164 НКУ указан перечень всех возможных "дополнительных благ", которые подлежат налогообложению.  

Семенова подчеркивает, что, согласно перечню, который является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит, налогооблагаемым дополнительным благом может быть только доход, индивидуально предназначенный для такого налогоплательщика.

Визитная же карточка является атрибутом самой компании и инструментом ее хозяйственной деятельности.

"Визитные карточки, на которых указаны, в частности, логотип, реквизиты предприятия, во-первых, свидетельствуют о наличии трудовых отношений работника с работодателем; во-вторых, необходимы работнику именно для выполнения обязанностей трудового найма; в-третьих, необходимы самому работодателю, поскольку все визитные карточки сотрудников изготавливаются в соответствии с корпоративным стилем компании и является частью бренд бука компании", – отмечает Марина Семенова.

Как реагировать

Налоговики не уточнили, будут ли они при проведении проверок карать работодателей за невключение стоимости купленных визиток в налогооблагаемый доход, и как именно будут устанавливать, сколько сотрудников получили от работодателя визитки и в каком количестве.

Марина Семенова советует предпринимателям при возникновении споров с контролирующими органами обращаться в суд и отстаивать свою позицию.

Льготы на электротранспорт: Рада утвердила налоговые послабления

Впрочем, сейчас понятие "дохода" все же имеет разные трактования – поэтому, чтобы опротестовать требования налоговой следует сослаться на презумпцию правомерности решений налогоплательщика, отмечает управляющий партнер ЮК "Матковская и партнеры" Юлия Матковская.

Норма об этом закреплена в подпункте 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 НКУ.

Согласно этому положению, если норма закона или другого нормативно-правого акта допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков – исходя из чего решение можно принять в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, – правомерным будет считаться решение налогоплательщика.

"Включая решения по взысканию с выданных работодателем сотруднику визиток налогом на доходы физических лиц", – констатирует Матковская.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: визитки налог сбор налоговая служба работодатели сотрудники работники дополнительное благо
Просмотров: 34455