Государственная фискальная служба (ГФС) предлагает снизить единый социальный взнос (ЕСВ) и оставить без изменений ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом заявил глава ГФС Игорь Билоус. Это идет вразрез с ранее анонсированной премьер-министром Арсением Яценюком реформой, которая предполагает изменение ставок обоих налогов. ГФС предлагает частично отказаться от этой инициативы из‑за недовольства бизнеса. Об этом сообщает Капитал.

Одно из двух

Снижение ЕСВ поддерживает и Кабмин, и ГФС. Размер единого соцвзноса (сегодня его выплачивает работодатель) составляет 37‑50 % в зависимости от вида профессиональной деятельности, к которой привязана ставка страхования от несчастных случаев. Но в рамках борьбы с зарплатами в конвертах (по оценкам ГФС, такие расчеты с сотрудниками практикует 80 % украинских компаний) правительство предложило радикально снизить начисления на фонд оплаты труда, которые сегодня в Украине достигают 55 % по сравнению с 36 % в ЕС. Согласно Концепции налоговой реформы, обнародованной Кабмином в августе, с этой целью было предложено два варианта реформирования ЕСВ. Первый предполагал ставку 41 % в пределах минимальной зарплаты (мзп, сегодня — 1218 грн) и 15 % на сумму свыше. Второй — 37 % и 17 % соответственно. В первом случае госбюджет недосчитался бы 46 млрд грн, во втором — 48 млрд грн.

Читайте также:

Из обоих предложенных сценариев в Налоговой одобрили откорректированный первый вариант дифференцированной ставки. "С двух минимальных зарплат (2436 грн. — "Капитал") снимать ЕСВ в размере 41 %, а все, что превышает две минимальные зарплаты, ЕСВ в размере 15 %", — сказал Билоус. Глава службы уточнил, что в случае принятия этого предложения оцениваемое сокращение поступлений единого соцвзноса составит 24 млрд грн в год без учета легализации зарплат. По данным Пенсионного фонда и ГФС, в минувшем году этот налог принес в бюджет 189 млрд грн. Таким образом, реформа лишит государственную казну 13 % поступлений от ЕСВ. Частично возместить потери должно было введение прогрессивной шкалы налого­обложения доходов физлиц, однако это предложение превратилось в камень преткновения налоговой реформы.

По старинке

Мнения налоговиков и правительства относительно НДФЛ разошлись. Ставки этого налога составляют сегодня 15 % для суммы до 10 мзп (12 180 грн) и 17 % для суммы свыше этого порога. В правительстве предложили на замену шесть вариантов прогрессивной шкалы налогообложения НДФЛ. В одном из них рассматривается четырехуровневая шкала со ставками 10 %, 15 %, 20 % и 25 %. В остальных случаях предложенная шкала состоит из трех уровней со ставками 15 %, 20 % и 25 %. При этом использование наиболее низкой ставки предлагается в разных вариациях при доходе от 1218 до 12 180 грн в месяц. А наиболее высокой ставкой предлагается облагать доходы, составляющие не менее 20 706‑48 720 грн.

В то же время в ГФС предлагают сохранить существующие ставки этого налога. "Было много замечаний от бизнеса. НДФЛ мы менять не будем", — заявил глава службы. Хотя формально компании являются лишь налоговыми агентами, а сам налог — нагрузкой на население, но решение повысить ставку НДФЛ может заставить бизнес уйти в тень. До 2004 г. в Украине уже существовала прогрессивная шкала со ставками от 10 % до 40 %, но затем была введена единая ставка — сначала 13 %, с 2007 г. — 15 %, а с 2011 г. — 15‑17 %. Таким образом, низкая ставка налога действует уже десять лет, однако бизнес до сих пор не полностью перестал платить зарплату в конвертах из‑за высокого давления на соцфонды, отмечает руководитель налогово-юридического департамента Deloitte Виктория Черновол.

Впрочем, суть противоречия не столько в ставках, сколько в дополнительных поступлениях в госбюджет. Варианты, предложенные Кабмином, принесли бы в бюджет дополнительно от 3,5 млрд грн до 14,7 млрд грн. Для сравнения: в 2013 г. поступления НДФЛ составили 58,9 млрд грн. Бизнес эту попытку наполнить бюджет не одобряет. "Повышение НДФЛ — это самый простой способ дособрать денег в бюджет, когда бизнес терпит убытки и налог с прибыли платить не с чего. Но это недальновидное и сиюминутное решение, а нужно комплексное, в том числе расширение базы налогообложения", — считает Черновол. При этом добавляет партнер International Tax Associates B. V. Рустам Вахитов, само по себе изменение плоской шкалы на прогрессивную увеличивает расходы работодателей и эффективную нагрузку на налогоплательщиков с высокими доходами. "Чтобы в таких условиях компании захотели легализировать зарплаты, для них работа не в тени должна быть более удобной. Для этого снижение ЕСВ должно быть не только значительным, но и постоянным. А сейчас у предпринимателей нет уверенности, что ставка ЕСВ не будет снова пересмотрена", — отмечает Вахитов. Другой стимул для выхода из тени — не пряник, а кнут, то есть жесткий контроль и соответствующие наказания за зарплаты в конвертах. Однако этого в нынешней налоговой реформе нет.

ГФС предлагает оставить госказну без этих дополнительных вливаний, поскольку нашла компенсаторы потерь, уверяет Билоус. О чем именно идет речь — чиновник не уточнил. Единственный способ компенсировать недобор ЕСВ, который останется в распоряжении правительства, — вывести зарплаты из тени, отмечает исполнительный директор "CASE Украина" Дмитрий Боярчук.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: налоги соцвзнос изменения законодательства
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3671
Loading...