Комитет Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики на своем заседании, 25 февраля, со скандалом переписал налоги для игорного бизнеса.

Главные споры вызвали изменения в ставках по валовому игровому доходу (GGR – разница между всеми ставками игроков и их выигрышей). Их установили на уровне 10% для субъектов всех видов азартной деятельности – лотерей, казино, интернет-казино, покера и букмекеров.

Каким гостиницам в Украине разрешили открыть казино: список

По сравнению с уровнем налогов, одобренных комитетчиками в предыдущей редакции законопроекта №2713-д, налоговая нагрузка изменилась незначительно – но существенно в сравнении с нынешними нормами налогового кодекса.

Ими предполагается 18% ставка GGR для казино и букмекеров, а 30% – для лотерей, которым, соответственно, унифицированная ставка снизит нагрузку в три раза.

Часть депутатов воздержалась от голосования за решение, а один из наиболее активно выступавших против него, глава подкомитета по вопросам местных налогов и сборов Марьян Заблоцкий, во время заседания даже обратился к Нацагентству по предотвращению коррупции (НАПК) и Национальному антикоррупционному бюро (НАБУ) с призывом "отдельно обратить внимание" на законопроект.

Что изменилось

Предыдущий вариант документа, одобренный комитетом 17 июня, еще до принятия основного закона об игорном бизнесе, устанавливал 12,5% ставку для казино и залов игровых автоматов, 5% для букмекеров, а также по 10% для лотерей, казино и покера в интернете. Но – не ранее создания государственной системы онлайн-мониторинга.

До этого момента (ориентировочно до 2024 года) весь игорный бизнес был избавлен от данного налога.

Казино в Главпочтамте. Смелянский рассказал, кому может продать центральный офис Укрпочты

По ставке в 10% "игорка" должна будет платить налог уже в этом году. Кроме того, изменения коснулись:

  • налог на выигрыш предусмотрен для сумм, превышающих 8 минимальных зарплат (на данный момент – 48 тыс. грн.);
  • отмены тройной оплаты за лицензию на установку игровых автоматов.

Лотерейный "конфликт интересов"

Предложение, выдвинутое главой подкомитета по азартным играм Олегом Марасюком, натолкнулось на критику отдельных депутатов не только из-за уровня ставок. В частности, его обвинили в отсутствии предварительного обсуждения документа на возглавляемом им подкомитете, но главные претензии высказывались касательно сути документа.

По мнению главы подкомитета по вопросам местных налогов и сборов Марьяна Заблоцкого, сниженные ставки по сравнению с действующими в кодексе не оправданы, с одной стороны, из-за снижения поступлений в казну, с другой – по причине их обоснованности для лотерейного бизнеса.

"30% GGR для лотерей означает, что, если у них 50-60% призового фонда будут выигрыши, то это налоговая нагрузка на лотерейный билет в лучшем случае 10-15%. Снижение GGR до 10% означает, что у них с одного билета будет браться 3-5%. Это очевидно слишком мало", – пояснил Заблоцкий.

Он также попросил главу комитета Данила Гетманцева, который является держателем акций лотерейной компании МСЛ, не поддерживать законопроект, так как у него есть в этом вопросе "определенный конфликт интересов".

На это Гетманцев ответил, что непосредственно в обсуждении конкретного размера ставок участия не принимал, но настаивает на необходимости их унификации.

В 2021-м легализация игорного бизнеса должна принести 7,5 млрд грн, – Гетманцев

Как со своей стороны добавил глава фракции "Слуга Народа" Давид Арахамия, это необходимо, чтобы "один вид деятельности не маскировался под другой вид деятельности", а Комиссия по азартным играм "не превратилась в очередного монстра, который будет контролировать, что вы купили лицензию на лотереи, а занимаетесь казино".

"Лотерея – это уже не бумажные билетики, она эволюционировала в электронный продукт. Реальность такова, что сегодня очень трудно отличить, это лотерея или электронное казино", – выразил мнение во время заседания комитета Арахамия.

Касательно риска недопоступлений в бюджет, Данил Гетманцев указал, что они окажутся даже выше за счет отмены "налоговых каникул" для игорного бизнеса, в первой версии документа продлившихся бы до создания системы финансового мониторинга.

В то же время снижение стоимости лицензии не касается всего игорного бизнеса.

Как объяснил в комментарии UBR.ua вице-президент Украинской ассоциации игровой индустрии (УАИИ) Алексей Евченко, законодательством предусмотрено два типа лицензий, первая из которых уплачивается при открытии заведения, а вторая – за каждый "игровой юнит": стол, рулетку, игровой автомат.

В принятом ранее проекте предполагалось тройная тарификации каждого игрового автомата до создания системы финансового мониторинга.

"Но эта норма не имела никакого смысла. Во-первых, система финансового мониторинга – это непростой инструмент. На его создание у развитых стран ушло 3-4 года, и они его до сих пор модернизируют. Во-вторых, почему только автоматы, а не игровые столы, рулетки?" – недоумевает Евченко.

Нужны ли высокие налоги

Сторонники инициативы также отмечали, что в дальнейшем ставки в любом случае можно будет изменить, но сейчас документ важно принять именно для привлечения на новосозданный рынок большего числа участников и, соответственно, денег в бюджет. Сейчас этого не происходит, отметил замглавы налогового комитета Андрей Холодов, приведя статистику.

"Ровно год назад на комитете экс-министр Маркарова докладывала, что бюджет в 2020 году получит 4,5 млрд грн от этого законопроекта (об игорном бизнесе – прим. ред.). На сегодняшний день в бюджет получено около 48 млн грн.", – отметил Холодов, также указав, что из-за высоких ставок операторы рынка, который "когда мы его вводили был "черным", могут решить уйти в тень.

Силовики обнаружили пять подпольных игорных заведений в двух районах Киева

Высокие налоги также противоречат нынешней модели игорного рынка Украины, выразил мнение Алексей Евченко.

Он объяснил, что с учетом нынешней стоимости лицензии в Украине, "являющейся одной из наибольших в мире", введение высоких налогов станет существенным барьером для выхода на рынок новых участников, особенно из числа иностранных инвесторов.

Это и станет основной причиной недопоступлений в бюджет, полагает Евченко, добавляя, что он установил бы ставку GGR на уровне 5%.

"Во всем мире существует два основных подхода к созданию легального рынка азартных игр. Первый – когда вы делаете недорогие лицензии и ставите большие налоги. Второй – когда дорогие лицензии, но небольшие, сбалансированные налоги. В Украине одна из самых высоких в мире стоимостей лицензий в мире. Если сделать высокими и лицензии, и налоги, то это не даст нормальную рентабельность. Бизнес нормально работать не будет", – говорит Евченко.

Отметим, что стоимость лицензии на зал игровых автоматов сейчас составляет около $1,6 млн, а лицензия на один игровой автомат – $1,2 тыс., букмекерских пунктов – около $6,4 млн, на казино – $12,8 млн. Все – без учета "игорных юнитов" – столов, рулеток и т.д.

Кроме того, по мнению эксперта, у модели "дорогие лицензии и низкие налоги" есть ряд преимуществ, особенно актуальных в украинских реалиях. Участникам рынка нужно вносить оплату за лицензии сразу, до начала экономической деятельности и вне зависимости от ее результатов.

Снизить затраты на вхождение в рынок они не могут – но такие риски касаются налогообложения, "оптимизация которого у нас является национальным спортом".

В Украине хотят разрешить отели и хостелы в жилых домах. Появятся ли казино в ЖК

В то же время нелегальный рынок, считает Евченко, значительно поредеет после захода большого количества честных игроков, которые будут заинтересованы в закрытии оптимизирующих расходы конкурентов. Для этого у них есть и законодательные инструменты – "а именно серьезное уголовное наказание за незаконное открытие и "крышевание" игорного заведения".

"Чем больше откроется легального бизнеса, тем меньше – нелегального", – констатировал вице-президент УАИИ Евченко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: налоги казино лотереи покер азартные игры
Просмотров: 1