В первой части интервью со старшим партнером юридической компании Ярославом Абрамовым UBR.UA побеседовал об уголовной ответственности за валютообменные операции, нюансах соответствующих статей Уголовного кодекса, ответственности за нарушение закона и штрафах. Во второй части речь идет о разнице между налогом и сбором на валютнообменные операции, нарушении прав потребителя и опыте других стран.

UBR.UA: В других законах есть какие-то запретительные нормы относительно валюты?

Я. Абрамов: Есть много норм, связанных с темой хождения валюты. Ведь валютное законодательство большое. Что-то связано с обязательной продажей валютных остатков, что-то - с закрытием валютной позиции при внешнеэкономических операциях. Но это все не то. Здесь речь идет о внутреннем рынке. На внутреннем рынке, как такового, запрета нет. Да, было введено требование относительно идентификации всех, кто покупает доллары. Есть ограничения, которые касаются расчетов с помощью валюты. В Украине единственное платежное средство - это гривна. Перед тем, как появилась информация о сборе, ввели запрет по установлению цен в иностранной валюте для внутренних операций. Цены должны быть не в условных единицах, а в гривне. На этом, пожалуй, все. 

UBR.UA: А как эта норма по условным единицам применима в отношении торговцев на рынке? Ну, озвучил он мне стоимость в долларах, и что?

Я. Абрамов: Надо будет доказать, что это именно цена сделки и расчета. То есть, необходимо не просто указание на ценнике в условных единицах, а чтобы цена была зафиксирована. Установление цены для товаров - это определенная процедура, которая оформляется документально. То есть, если есть прайс лист, что как-то по-другому  цена  зафиксирована, то можно доказать, что имеет место нарушение.  

UBR.UA: Если налоговая сама покупает через подставное лицо?

Я. Абрамов: Налоговая вряд ли будет хватать за руку. У нее другая функция. Она не будет заниматься валютным контролем. Она должна следить за правильностью ведения налоговой отчетности и уплаты налогов.

UBR.UA: А вообще-то наказуема торговля за валюту, исходя из того, что нормы расчета на территории Украины должны проводиться в гривне, и цены указываться только в гривне?

Я. Абрамов: Теоретически - это нарушение норм законодательства, которые устанавливают правила обращения иностранной валюты. Но что будет дальше…  Наказание не прописано. Есть только требование проводить расчеты в национальной валюте.

UBR.UA: Тюремное заключение за неуплату налогов -это стандартная мировая практика?

Я. Абрамов: В мировой практике - это основной способ борьбы с уклонением от уплаты налогов. Самый известный пример - США и Алькапоне. Также в пределах Европы больше всего известны своим налоговым законодательством в плане наказания за неуплату налогов - Великобритания и Германия. Как с точки зрения сложности законодательства, так и с точки зрения контроля за его выполнением. Коллеги из Великобритании проводили сравнительный анализ, и получилось, что у них регулирование - самое сложное и санкции самые высокие. 

UBR.UA: 15% налога на продажу валюты существует в других странах?

Я. Абрамов: Мне не известно, чтобы где-либо был налог на продажу валюты. Есть сборы, которые предусмотрены при обмене валюты.  Но это комиссионный сбор. Он предусмотрен в большинстве стран  и составляет от 0,5 до 1%.  Это стандарт.  Сбор с такой ставкой – не слышал. 

UBR.UA: А для каких-то очень узких (специфических) операций?

Я. Абрамов: Сложно представить валютообменные операции с таким серьезным комиссионным сбором. И уж тем более – это не сбор, который удерживается банком или другим уполномоченным на валютообменные операции учреждением на Пенсионный Фонд. Это ничего общего не имеет с налогами. Более чем уверен, что больше возмущение вызвала ставка, чем факт введения сбора. Если бы она была в 1-2%, то шума почти не было бы.

UBR.UA: Но это нарушение прав потребителя? 

Я. Абрамов: Законодатели, когда писали проект, попытались защититься от возможности как-то привязать это введение к нарушению прав. Поэтому и назвали это не налогом, а сбором. Если бы был налог, то можно было бы говорить о том, что налоги уплачены при получении гривневых средств. А, с другой стороны, можно найти основание для того, чтобы говорить о расширении списка исключений. 

UBR.UA: Но где же логика в том, чтобы взимать сбор в ПФ? Ведь с гривны, за которую когда-то покупались доллары, которые сейчас кто-то хочет сдать, сбор в ПФ тоже уже взымался. 

Я. Абрамов: Нет логики в том, чтобы платить сбор в Пенсионный фонд с тех средств, которые на каком-то этапе были уплачены. Потому что большая часть доходов - это заработная плата, а не процентные доходы. При выплате зарплат сбор удерживается с работодателей, хотя и по другой ставке. И гражданин свои обязательства выплатил. Здесь, возможно, будет реализован подход, чем- то похожий на тот, который был введен относительно иностранных инвестиций. 

UBR.UA: А именно?

Я. Абрамов: Если вы хотите забрать валюту из Украины, при уходе с рынка необходимо предоставить документы, подтверждающие, что вы с этой валютой на рынок пришли.

UBR.UA: Нечто подобное действует в отношении налогообложения операций с золотыми слитками…

Я. Абрамов: Наверное. Но большинство украинцев эти чеки никогда не сохраняют и не ведут учет подобных операций. Однако при таком подходе, налогообложение было бы обосновано. Потому что, если человек приобрел валюту в Украине и затем продает в Украине, то, по сути, эта операция с той же валютой. И валюта остается на украинском рынке. Если законодатель хотел уменьшить количество валюты, которая находится в обороте, то это значение не изменится.    

UBR.UA: А как доказать, что имело место нарушение?

Я. Абрамов: Есть общий принцип - что с дохода налог может быть уплачен только раз. Но это теоретический принцип. То есть, прямо он не закреплен. Но он должен быть имплементировал в налоговую систему: если вы декларируете какую-то сумму за месяц, то в следующий месяц вы не обязаны уплачивать с нее налог.  

UBR.UA: Остаются ли в законодательстве обходные нормы (с точки зрения юридических прорех)?

Я. Абрамов: Как минимум три из них прописал сам НБУ в виде исключений. Это депозиты до 30 дней, переводы до 150 тысяч гривен, использование банкоматов. К тому же, под подобные операции всегда можно иметь "карманный" банк.

UBR.UA: Но три указанных способа все же вызывают временной дискомфорт и комиссия не исчезает...

Я. Абрамов: Комиссия бывает плавающая. То есть, банки могут, как завышать, так и занижать комиссию до смешных пределов. Поэтому даже если комиссия будет составлять 0,0 процента - штрафовать никто не сможет.

UBR.UA: Конвертационщики поднимут цены на свои услуги?

Я. Абрамов: Скорее всего. Вопрос - на сколько. На 15% - цена не вырастет. Тогда конвертационные центры потеряют смысл. Ведь если стоимость услуг превышает траты, которые будут и при проведении белой операции, то какой смысл обращаться к серым схемам, рискуя последствиями. Даже если к ответственности не привлекут, то помучают изрядно. Думаю, что услуги конвертационных центров подорожают на 5-7%. Вопрос еще насколько рынок адекватно отреагирует на такое повышение.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: валюта закон налог ответственность сбор
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3341