Из-за отсутствия улучшений в части доступности бизнеса и граждан к быстрому и качественному подключению к энергосетям, Минэнерго внесло очередные изменения в правила рынка электроэнергии. Они направлены, с одной стороны, на уменьшение стоимости подключения к сетям за счет введения ряда понижающих ставку параметров, а с другой – на усиление контроля за операторами системы распределения (ОСР).

Последние, указывает регулятор, систематически нарушают правила и предписания госорганов, затягивая процесс подключения и необоснованно отказывая заказчику, часто, с целью получения взятки. Это, в частности, снижает инвестиционную привлекательность страны и является одним из факторов, опускающим позицию Украины в рейтинге свободы предпринимательской деятельности Doing Business.

Тушите свет. Энергетики обвинили коммунальщиков в повреждении электросетей

Чтобы предотвратить злоупотребления со стороны "природных монополий", власти существенно расширить предусмотренную штрафную вилку за нарушения. Если ранее за необоснованное откладывание срока подключение к сети максимальное наказание было предусмотрено в размере 85 тыс. грн, то с утверждением Кабмином 19 ферваля правок в закон "О рынке электронергии", в случае повторных нарушения в течении года, ОСР придется заплатить до 1,7 млн. грн. (100 тыс. необлагаемых минимумов доходов граждан).

Единственным законным обстоятельством для более длительного, чем предусмотренный законом, срока подключения заказчика к сети остается необходимость отвода земельной территории для строительства линейной части присоединения.

Опрошенные UBR.ua эксперты поддержали законодательную инициативу, однако, несмотря на суровость меры, часть из них сомневается в том, что она сможет решить проблему, причина которой более глобальна. Так, часто ОСР затягивают с подключением не с целью вымогательства взятки, а из-за технической невозможности быстро подсоединить заказчика к перегруженной украинской энергосистеме.

Энергомодернизация домов: сколько многоэтажек обновят в 2020 году

Правда, если Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирования в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) будет формально относиться к жалобам потребителей, такса взятки от облэнерго может вырасти в разы.

Министерство-громовержец

Несмотря на расширение возможностей регулятора и Госинспекции по энергонадзору контролировать работу "природных монополистов", обеспеченное благодаря внедрению в прошлом году системы "единого окна", рычагов для стимулирования ОСР выполнять предписания у госорганов все равно не хватало.

Уровень штрафов, объясняют чиновники в пояснительной записке к постановлению, совершенно не соответствовал затратам ОСР на проведение работ по подключению к сети. "Для реализации 120 услуг по присоединению общей присоединительной мощностью 105 тыс. кВт траты ОСР достигают 53 млн. грн".

Такое несоответствие между затратами и штрафами привело к перманентному ухудшению ситуацию по качеству подключения к энергосетям. 65% всех нарушений ОСР, указано в пояснительной записке, составляют те или иные нарушения, связанные с присоединим электроустановок потребителей к электросети.

Увеличение штрафов должно исправить ситуацию. Первые нарушения будут караться штрафами от 10 до 50 тыс. необлагаемых минимальных доходов граждан, однако за систематическое затягивание сроков по подключению к сетям потребителей на протяжении одного года облэнерго могут оштрафовать на 100 тыс. НМДГ или до 1,7 млн грн.

За несоблюдение предписаний регулятора, не касающихся подключений к сетям, предусмотрен штраф в 5 тыс НМДГ, в случае повторного нарушения на протяжении года – от 10 до 30 тыс. За предоставление заведомо неверной либо несвоевременное предоставление информации о состоянии сетей – до 10 тыс НМДГ.

"Данная мера совершенно правильная и может действительно способствовать повышению дисциплины в этом сегменте. Существует множество конфликтных ситуаций между бизнесом и монополистом из-за несвоевременного подключения к сетям, правда, это в большей части касается не больших городов, а провинции. Важно, чтобы регулятор в лице НКРЭКЕУ действительно осуществлял реальный, а не формальный надзор", – согласился с положительной ролью постановления эксперт энергорынка Дмитрий Марунич.

Между тем, в постановлении отмечается, что именно низкие штрафные санкции не мотивировали ОСР исполнять предписания Госэнергоинспекции. Так или иначе, внесенные правки предполагают и определенную модернизацию функций контролирующих органов.

Постановление предполагает, что предписание и контроль за работой ОСР, в том числе через поступления жалоб от потребителей благодаря механизму "единого окна", будет осуществлять Госэнергонадзор. Выписанные службой штрафные предписания будут направляться в НКРЭКУ, которая, выступая арбитром, будет принимать окончательное решение о применении тех или иных санкций.

Собственник украинских энергосбытов намерен купить PINbank

"Главное, чтобы эта мера еще более не увеличила число откатов и взяток. Если не будет должного контроля за монополистами, они смогут вить веревки из любого заказчика, а пожаловаться некому. Без жесткой системы применения мер и санкций, которую должна осуществлять Нацкомиссия, сами по себе штрафные санкции ни к чему не приведут. Пока не ясно, будут ли они осуществлять качественный надзор" – отреагировал на внесенные изменения народный депутат и глава Союза собственников жилья Украины Алексей Кучеренко.

Диджитализация и одновременность

Кроме повышения штрафов, регулятор также предусмотрел и другие механизмы упрощение и удешевления услуг ОСР.

Согласно правкам, лицензиат должен предоставлять в публичном доступе полную имеющуюся информацию о состоянии сетей, наличии свободных мощностей, технической состояние сетей и всех объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе, публикуя проектную и техническую документацию, а также задокументированные выводы результатов проверок и испытаний сетей и объектов. Как уже отмечалось, за несвоевременность выдачи сведений также предполагаются санкции.

Документ также обязывает ОСР и операторов систем передачи публиковать на онлайн-карте схему расположения действующих линий и подстанций с предоставлением возможности заказчику определить на онлайн-карте место возможного подключения и просчитать его стоимость.

Удешевление услуги присоединения также осуществлено посредством разделения ставки за оплату стандартного подключение на две части: за линейную составляющую и за мощность. Закон также вводит в практику рынка коэффициент одновременности, который удешевляет пользование одной подстанцией, если к ней присоединено несколько заказчиков.

Помимо этого, дополнительным предохранителем от некачественной работы ОСР должна стать появившаяся у заказчика нестандартного подключения (необходимость в мощности более 16 кВт либо расположение точки подключения на расстоянии в более чем 300 метров по прямой линии) возможности самостоятельно производить проектирование и даже строительство линейной составляющей – последнее при посредничестве имеющего право на проведение таких работ субъекта хозяйственной деятельности. Это мера вводится в качестве защиты от возможного саботирования ОСР и ОСП данных работ с помощью затягивания проведения тендера.

Теплый февраль: как сильно должны подешеветь платежки за газ и тарифы на отопление

В то же время, все деньги, полученные облэнерго от заказчиков на оплату присоединения, должны поступать на отдельный счет и использоваться по назначению. В случае образования финансового излишка, он должен сохраняться на счете до проведения следующих работ. Наоборот, в случае недостатка средств ОСР может обратиться к регулятору с целью определения других источников финансирования.

Виноваты не только ОСР

Директор специальных проектов научно-технического центра "Психея" Геннадий Рябцев в разговоре с UBR.ua выступил с критикой данных изменений из-за их второстепенности: по его мнению, Регулятор и украинские власти игнорируют реальные проблемы отрасли, которая каждый месяц сталкивается с увеличением нагрузки. При этом Рябцев отметил, что часто затягивание процедуры присоединения к электросети происходит не из-за злого умысла, а из-за технической невозможности осуществить работы в предусмотренный законодательством срок.

В целом, специалист НТЦ "Психея" считает, что нынешние проблемы с подключением к сети потребителей являются следствием турборежима, при котором рынок утверждался в прошлом году.

"Количество проблем постоянно увеличивается, и затягивание сроков подключения заказчиков – лишь одна из них. Накопления кредиторской и дебиторской задолженностей привело к появлению перекосов на рынке. В данный момент Объединенная энергетическая система Украины функционирует в предаварийном состоянии, которое перерасти в аварийное в ближайшее время: на данный момент диспетчер в течении суток вручную отключает часть мощностей для стабилизации системы порядка 300 раз. Еще в августе я считал критичным показатель уже в 8 случаев в течении ночи", – предупреждает об опасном положении, в котором оказалась украинская энергетика, Геннадий Рябцев.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: жкх газ потребители подключение мощности облэнерго диджитализация
Просмотров: 6455