Эдвард Хесс, профессор Darden School of Business при University of Virginia, в январе проведет обширный онлайн курс на Coursera – бесплатном образовательном онлайн ресурсе, который был создан стараниями двух ученых-программистов Stanford University в этом году.

7 бесплатных онлайн-курсов для стартаперов

"В среднем я обучаю 120-130 студентов в год, – говорит профессор Хесс. – Вы представляете, сколько лет мне пришлось бы работать, чтобы обучить так много студентов?"

Его курс посвящен тому, как стимулировать развитие частного бизнеса. Сейчас это один из первых курсов уровня МВА, которые предлагает Coursera. Он говорит, что этот курс – его возможность помочь многим людям поучится друг у друга и, таким образом, стать успешными".

Между тем, школа Wharton при University of Pennsylvania провела свой первый бесплатный курс на Coursera ещё в августе. Он был посвящен геймификации – процессу применения техник компьютерных игр к проблемам реальной жизни, в том числе и связанных с бизнесом. На курс зарегистрировалось 81 631 людей, и 9 244 из них закончили его в этом месяце. Организаторы планируют спустя некоторое время его повторить.

Возможности, которые предлагает Coursera и другие подобные платформы, включая edX – совместный образовательный портал Harvard и MIT, и Udacity - ещё один проект Stanford, который предлагает курсы по компьтерному программированию и дизайну, очень высоко оценивает высшее образовательное сообщество. Такие платформы делают высококачественное образование доступным для широкой аудитории и, таким образом, предоставляют возможность постоянно обучаться.  

 Онлайн платформы

Coursera: Основана двумя программистами в Stanford University. Сейчас имеет более 33 партнеров среди бизнес школ.

  • Доступно более 200 бесплатных онлайн курсов: стандартные курсы, курсы по здравоохранению и предпринимательству.
  • Некоммерческая организация. Сегодня выросла до 22 млн. Долларов, 16 из которых составляет венчурный капитал. Возможные источники дохода – услуги по трудоустройству и установление онлайн курсов как альтернативы для сдачи зачетов.

 edX: Основано как совместное предприятие MIT и Harvard.

  • Предлагает 7 курсов, которые читают профессоры  Harvard, MIT и the University of California, Berkeley. Стандартные курсы: программное обеспечение как услуга.
  • Некоммерческая компания, но планируется перевести на самообеспечение.  Harvard и MIT дотируют по 30 млн. долларов каждый. Возможные источники дохода – обслуживание курсов для компаний.

 Udacity: Основана  Себастьяном Труном – экспертом по роботизированию и бывшим директором Stanford Artificial Intelligence Laboratory.

  • 14 курсов, в основном по компьютерному программированию и дизайну.  Традиционный курс: как развивать молодое предприятие.
  • Некоммерческая организация. Возможные источники дохода: наем экспертов для продолжения курсов.

Такие образовательные платформы также несут потенциальную угрозу традиционному образованию. И это касается не только методов преподавания, но и возможности того, что онлайн курсы вскоре станут полноправными конкурентами бизнес школ. Если учредители платформ зададутся целью заработать денег – они без труда смогут преподавать управленческие и клиент-ориентированные программы, которые всегда были основным источником доходов традиционных школ.

"Если бизнес школы хотят и дальше зарабатывать деньги на стандартных программах – они должны перевести их в онлайн формат, – говорит Девид Бак – заместитель декана управленческих МВА и глобальных программ в Yale School of Management. – Компании всегда стремились минимизировать затраты на время отсутствия работника в офисе во время прохождения тренингов. Coursera и другие платформы позволяют их исключить вообще".

В прошлом несколько школ уже имели неудачный опыт онлайн образования. В 2003 году закрылся ресурс Fathom – коммерческий продукт Columbia University. Другая платформа – AllLearn – совместный проект University of Oxford, Stanford и Yale (в начале к ним присоединился и Princeton), протянул всего три года.

Но, как утверждает Дафни Коллер, один из основателей Coursera, современные онлайн системы совсем другого типа. "Мы как раз находимся в точке слома", - добавляет она.

Профессор Коллер говорит, что усовершенствование компьютерных технологий, в том числе и облачных хранилищ данных, снижение стоимости демонстрации видео и обьема, позволяющего создавать удобный для пользователя контент упростили разработку онлайн курсов и сделали её в несколько раз дешевле. "С социологической точки зрения, сейчас подрастает поколение, которое в процессе учебы активно использовало технологии и социальное взаимодействие. Это естественно для них", – добавляет профессор.

Конечно, бизнес школы также используют как инструмент обучения классные дебаты, но многие курсы до сих пор подаются только в виде лекций. С приходом Coursera, edX и Udacity все может поменяться.

Оба ресурса – Udacity и edX – недавно обьявили о подписании договора с Pearson Vue – разработчиком тестов, которые можно будет использовать во время онлайн экзаменов. Таким образом, у студентов появится возможность получать онлайн образование с сертифицированным дипломом. К стати, Pearson Vue – собственность  Пирсона, который также владеет Financial Times.

Новые платформы подорвут саму необходимость классов – вместо того, чтобы ходить на занятия и высиживать длинные лекции, студенты будут просматривать их дома в качестве домашнего задания. Также у них появится возможность возвращаться к той части лекции, которая вызвала наибольшие трудности. С другой стороны, классное время можно использовать для дискуссий и экспериментов. Сальма Хан – основатель Khan Academy – бесплатной образовательной платформы, является первопроходцем в этой области.

Развитие онлайн платформ позволяет, в некотором смысле, поставить топовые бизнес школы со значительными инвестициями в равные условия с небольшими игроками на рынке. Профессор Коллер добавляет: "Переформатирование классных занятий предоставляет больше времени на общение и построение взаимоотношений. Таким образом, небольшие колледжи и бизнес школы смогут делать то, что у них получается лучше всего – знакомится со своими студентами, изучать и удовлетворять их потребности".

Джеффри Кацман – руководитель образовательного направления в Xyleme, которая продает образовательные технологии университетам, говорит, что новые платформы формируют супер-преподавателей: "Они вкладывают много сил в подачу онлайн курсов и много денег в их разработку".
Развитие таких платформ также создает конкуренцию программам классом ниже. Возникает вопрос – зачем платить больше, если существует альтернатива – бесплатные онлайн курсы от лучших бизнес школ. Последний отчет Moody’s – агенства по оценке кредитоспособности, засвидетельствовал, что платформы уже сегодня представляют угрозу для коммерческих университетов.

Помимо традиционных программ МВА, такие платформы могут изменить подход бизнес школ к преподаванию специализированных курсов для работников компаний. Сегодня такие программы – "дойные коровы" для вузов. Но Coursera, edX и Udacity в последнее время добавляют все больше бизнес ориентированннх курсов, которые являются для компаний выгодной альтернативой.  

Как утверждает Анант Агарвал – президент edX  и профессор компьютерной науки и инжиниринга в MIT, управленческое образование может перерасти из классного формата в компьютерный.

"Обучение онлайн очень полезно для управленцев, – говорит он. - Когда у тебя есть работа – трудно выбраться оттуда на неделю или две. Но, когда у тебя появляется возможность учиться ночью или на выходных – перед тобой открывается совсем другой мир. Такая перспектива все больше привлекает и убеждает".

7 лучших онлайн-сервисов для получения знаний через интернет

Профессор Агарвал говорит, что оплата для офисных работников – один из способов зарабатывать на edX, который является некоммерческим проектом, но должен перейти на самообеспечение в ближайшем будущем.

"Опыт учебы в классе – по-своему уникален и ценен, – говорит он. – Но сейчас онлайн обучение, как наростающий прилив, поднимает все корабли".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: онлайн интернет обучение образование
Источник: The Financial Times Просмотров: 4786