Метод "мозговой штурм" активно используется в  бизнес-среде, а значит, решили все - он эффективен. Так ли это на самом деле?

Немного истории. Метод мозкового штурма был изобретен в 1939 году Алексом Осборном, известным рекламщиком, и впервые появился в 1942 году в его книге "How to Think Up". 

Джеймс Манктелоу, основатель и генеральный директор MindTools — компании, которая продвигает этот метод, как способ "разработки креативных решений бизнес-проблем", дает такое описание:

"Мозговой штурм часто используется в бизнес-планировке, чтобы вдохновить команду придумать оригинальные идеи. Это встреча в свободном формате, на которой лидер излагает проблему, требующую решения. Затем, участники предлагают идеи решения проблемы, и дополняют идеи, предложенные другими. Непоколебимое правило  — идеи нельзя поддавать критике. Они могут быть совсем дурацкими и выходящими за рамки. Это позволяет людям вырваться из стандартных шаблонов мышления. Кроме хороших идей, мозговой штурм  — это еще и весело".

Осборн утверждал, что его техника достигла значительного успеха. Как пример эффективности мозгового штурма, он приводил собрание Казначейства США, в рамках которого группа за 40 минут придумала 103 идеи, как продавать облигации. Корпорации и учреждения, включая DuPont, IBM, и правительство США вскоре освоили метод. К концу двадцатого века, мозговой штурм стал привычным делом во многих организациях и вошел в бизнес-сленг одновременно как существительное и глагол. Никто не сомневается в нем. Все используют мозговой штурм, а значит, это хорошо. Но так ли это?

Утверждения об успешности метода стоят на легко-проверяемых предположениях. Одно из них, что группы дают больше идей, чем отдельные люди. Исследователи в Миннесоте проверили это при помощи специалистов из компании 3M. Половина испытуемых работала в группах по 4 человека. Другая половина работала поодиночке, и затем их результаты складывались так, как будто они работали в группе, не считая одинаковых идей. В каждом случае, четыре человека, работающих индивидуально, придумывали на 30-40 % больше идей, чем четыре человека, работающих в группе. Их результаты были, в том числе, более качественными: независимые судьи, оценивая работу, пришли к выводу, что идеи отдельных индивидов были лучше, чем идеи групп.

Читайте также:

 

 

Следующее исследование проверило, работают ли группы лучше в зависимости от их величины. 168 людей были разбиты на группы по пять, семь, и девять человек, или работали индивидуально. Исследование подтвердило, что работа в одиночку продуктивнее, чем работа в группах. Оно так же показало, что продуктивность растет вместе с уменьшением размера группы. Вывод — групповой мозговой штурм скорее подавляет, чем стимулирует креативное мышление. Группы показывали худший результат потому, что они легче зацикливались на одной идее и потому, что, не смотря на призывы к противоположному, некоторые члены чувствовали себя подавленно и не включались в процесс полностью.

Другое предположение, на котором держится концепция мозгового штурма, состоит в том, что сдерживание суждений лучше, чем немедленная оценка идей. Исследователи из Индианы протестировали это, попросив группы студентов придумать названия брендов для трех разных продуктов. Половина групп должна была воздерживаться от критики, другая половина могла критиковать в процессе. Опять же, независимые судьи оценивали качество каждой идеи. Группы, которые не останавливались на критику, придумали больше идей, но обе группы создали одинаковое количество хороших идей. Таким образом, отсрочка критики только добавила плохих идей. Последующие исследования подтвердили это.

Вывод этих исследований прост. Лучший способ создать что-то новое — это работать в одиночку и оценивать решения по мере их прихода. Худший способ создать что-то  — это работать в больших группах и избегать критики. Стив Возняк, учредивший вместе со Стивом Джобсом компанию Apple, и изобретатель их первого компьютера, дает такой совет:

Работайте в одиночку. Вы будете куда более способны спроектировать революционные продукты и новые возможности, работая сами по себе. Не в комитете. Не в команде.

Мозговой штурм не работает потому, что явно отвергает обычное мышление  — прыжки вместо шагов  — а так же, из-за неподтвержденного предположения, что придумывать идеи — это творческий процесс. В результате, почти каждый имеет идею, что идеи важны. По словам писателя Стивена Кинга, во время автограф-сессий самый часто-задаваемый вопрос, и на который он меньше всего способен ответить, это "Откуда вы берете свои идеи?"

Идеи, как семена: их много, и большинство из них никогда ни во что не вырастут. Так же, идеи редко оригинальны. Попросите несколько несвязанных групп заняться мозговым штурмом одной и той же темы в то же время, и, скорее всего, вы получите множество одинаковых идей. Это не недостаток метода, это правда всего творческого, изобретательного процесса. Этот процесс движется шагами, а не прыжками. Поэтому, большинство вещей изобретаются одновременно в нескольких местах, когда разные люди идут одной дорогой, не зная ничего друг о друге. Например, четверо разных людей, независимо друг от друга, открыли пятна на Солнце в 1611; пятеро людей изобрели пароход между 1802 и 1807; шесть человек задумали электрическую железную дорогу между 1835 и 1850; и двое людей изобрели силиконовый чип в 1957. Когда политологи Уильям Огберн и Дороти Томас изучали этот феномен, они обнаружили 148 случаев, когда великие идеи приходили одновременно ко многим людям и поняли, что этот список будет расти, чем дальше они будут исследовать.

Иметь идеи это не то же самое, что быть креативным. Творение — это действие, а не мысль. Идеи есть у многих людей; немногие предпримут шаги, чтобы воплотить их в жизнь.

Отрывок из книги "Как летать на лошади: Тайная история творчества, изобретений и открытий" Кевина Эштона. 

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: персонал мозговой штурм бизнес-практика
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2676