Только Польша желает задействовать в своей страдающей от кризиса экономике полмиллиона украинцев. С подобными запросами обращаются и правительства других европейских стран. Но данные инициативы не вызывают энтузиазма у Киева, на что есть свои причины – рабочие руки нужны и самим. В итоге украинцы вынуждены добираться в Европу на свой страх и риск, переплачивая втридорога.

Защитить заробитчан

На брифинге во время рабочей поездки в Закарпатье президент Владимир Зеленский сообщил, что власти будут отпускать за границу украинских заробитчан в том случае, если их интересы будут защищены контрактами минимум на 3 месяца. При этом то государство, которое обращается за украинской рабочей силой, по дипломатическим каналам принимает обязательство обеспечить украинцев жильем, медицинской страховкой и т.д.

Поляки начали готовить серию чартерных рейсов для заробитчан

"Это правильно. Государство должно делать все, чтобы украинцы как в Украине, так и за рубежом имели гарантии социального обеспечения, наличия заработной платы и т.д. Вопрос другой – каким образом государство может это обеспечить. Нужно будет создать структуру, которая будет этим заниматься, под эту структуру нужно выделить деньги, набрать людей. Каким образом они будут это делать в каждой стране?" – прокомментировал UBR.ua президент Ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий Воскобойник.

В Европе проблемы

Заявление президента обращено как к тем заробитчанам, кто критиковал противодействие правительства в вопросе выезда трудовых мигрантов, так и к тем странам, которые по своим каналам ранее обращались к украинскому правительству содействовать выезду украинцев за рубеж. В конце апреля, как известно, власти не выпустили в Лондон чартер с трудовыми мигрантами, объяснив это тем, что хотят беспокоятся условиями труда украинцев за рубежом.

Помимо Великобритании, по словам Зеленского, также официально обратились власти Германии, Италии, Финляндии, Польши содействовать организации чартеров с заробитчанами в Европу. При этом Киеву по сути ничего делать для этого не нужно, вся организация происходит за счет работодателя, достаточно выпустить самолет. Причиной таких обращений стал большой дефицит рабочей силы в странах Европы вследствие закрытия границ из-за карантина.

Польские фермеры заявили о нехватке работников: опасаются, что заробитчане не приедут

"Месяц назад Германия организовала чартерные рейсы из Румынии, до 25 мая они хотят завезти к себе порядка 80 тыс. трудовых мигрантов из этой страны, чтобы они работали именно в поле, а потом в июне-июле еще 40 тыс. Это все организовывается самолетами, люди прилетают, на месте проходят карантин в полях под присмотром. Задача, с одной стороны, собрать урожай, с другой, – не допустить распространения коронавирусной инфекции", – рассказывает Воскобойник.

Второй квартал, как правило, – это начало сезона трудовой миграции, ведь в это время активная фаза сельскохозяйственных работ. И европейцы отнюдь не горят желанием работать, так как оплата в этом секторе по местным меркам невысокая, при этом работа непрестижная и физическая. Поэтому ищут кого подешевле. 23 апреля по просьбе финских фермеров был организован чартер с украинскими сезонными работниками, которых встречало несколько транспортных средств и двухнедельный карантин уже на фермах.

"Польша хотела бы, чтобы к ним до конца мая приехало 480 тыс. украинцев, которые работают в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, строительстве. Людей не хватает. Мне звонят поляки и говорят: Василий, когда у вас все запустится, нам не хватает людей", – приводит пример эксперт.

Своим ходом

Польша, в которой до сих пор закрыты из-за карантина визовые центры, уже разрешила своим консульствам удаленно оформлять все необходимые разрешительные документы по скан-копиям, и только на последнем этапе получателю необходимо занести оригиналы. Однако касается это только тех заробитчан, кто будет работать в сельском хозяйстве, и водителей-дальнобойщиков.

Поляки частично возобновили выдачу рабочих виз заробитчанам

"Те документы, которые подавали в визовые центры, теперь подают в консульства. Украинцев ждут на разные работы, но все-таки больше заробитчан работают в промышленном секторе, а не сельском хозяйстве. Сейчас очень много требуется строителей в Польше, но визу не открывают. Возможно, поляки понимают, что визовые центры не могут обработать заявки всех желающих, поэтому выбирают "горящие" отрасли", – полагает глава профсоюза "Трудовая солидарность" Виталий Махинько.

Правда и для тех заробитчан, кто уже получил право на въезд в страны Евросоюза, проблемы на этом не заканчиваются. Основная сложность – отсутствие транспортного сообщения, которое закрыто из-за карантина, введенного против распространения коронавирусной инфекции. Однако заробитчане ежедневно выезжают за рубеж, только уже не на маршрутных автобусах, а на "договорных" бусах по 8 человек или кооперируясь с теми, кто едет на личном автомобиле.

Цены в итоге выросли. Обычный рейсовых автобус в польский городок Грудзенз на границе с Германией был 1200-1500 грн за билет, а "бусик" везет за 2,5 тыс. грн, из которых до границы из Киева 1200 грн, а дальше – оплата уже за польский "бус". Правда появилась и новая проблема.

"Еще работает коррупционная составляющая с двух сторон. Перевозчик сразу предупреждает, что могут возникнуть вопросы у польских пограничников, и нужно приготовить определенную сумму для взятки", – говорит Махинько.

Большие стройки

Эксперты обращают внимание и на другую причину со стороны чиновников не помогать украинцам выехать на заработки. Это запуск больших инфраструктурных проектов на 500 тыс. рабочих мест, обещанных правительством Дениса Шмыгаля: строительство дорог, ремонты детских садов и школ. Государство печатает деньги, потом вливает их в эти проекты и действительно создает рабочие места.

Деловая активность в Европе рухнула до 36-летнего минимума

"Идея классная, но устарела. Она актуальна во времена фашистской Германии и Великой депрессии, но тогда людям не было куда деваться, а сейчас есть выбор. Шмыгаль предлагает за тяжелую однообразную физическую работу 6-8 тыс. грн "брутто", из которых на руки люди получат 5-6 тыс. грн, то есть $200. Либо человек едет в Польшу, Финляндию, Германию, неофициально там работает и получает 1 тыс. евро за ту же самую работу. План не срабатывает, потому что людей удержать невозможно", – уверен Воскобойник.

Поэтому нынешнее правительство, которое обвиняют в том, что оно защищает интересы олигархов, считают эксперты, и не заинтересовано в создании условий для выезда украинцев на заработки. Ведь такие большие проекты, на которые выделяют 100 млрд грн, не смогут реализоваться без достаточного количества рабочей силы. К тому же переизбыток предложения рабочей силы на рынке приведет в результате и к снижению в целом уровня зарплат.

"У олигархов есть естественное желание удержать как можно дольше наших людей, так как они все свои капиталы сделали в том числе на дешевой рабочей силе. Н секрет, что многие промышленные предприятия в Киеве, в центральной и восточной Украине столкнулись с дефицитом рабочей силы. Но мы же понимаем, что деньги, которые выделят на строительство этих дорог, как минимум раскрадут. А когда говорят о масштабных ремонтах школ, речь идет о собирательстве денег на местные выборы осенью, которые выбросят на строительство", – говорит Махинько.

В итоге этих процессов, прогнозируют эксперты, заробитчане все больше настроены не просто выехать на заработки, а покинуть страну вместе с семьями навсегда. Причем начаться этот процесс может сразу по окончании карантина.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: заробитчане украина европа карантин работа заработок евросоюз
Просмотров: 16953