Правительственный план по созданию полумиллиона рабочих мест в значительной степени базируется на докризисных бюджетных программах, которые не попали под вынужденный секвестр, и, так или иначе, предполагали создание озвученного КМУ числа рабочих мест. При этом в сфере дорожного строительства, в которой предлагается трудоустроить большую часть официальных безработных, выполнению плана будет препятствовать отмечаемая участниками рынка монополизация и низкий относительно заложенного бюджета объем работ.

В Кабмине презентовали план по созданию 500 тыс. рабочих мест

При этом реальное число как уже задействованных в строительстве трудящихся, так и тех, кто получит работу в результате "Большой стройки", будет трудно высчитать – ранее статистика компаниями не велась.

В целом правительственная программа предполагает насытить рынок труда вакансиями в сферах, для которых и ранее был характерным переизбыток предложений. Согласно же правительственному плану, а также информации экспертов рынка труда, большинство официальных безработных и соискателей на рекрутинговых ресурсах имеют высшее образования и рассчитывают на заработок в областях, требующих высокой квалификации.

Треть – на стройку

Согласно опубликованному 13 мая плану КМУ по созданию условий для повышения занятости населения, 154,4 тысяч, или 30,9% от итоговых 500 тысяч рабочих мест планируется обеспечить в сфере дорожного строительства и транспортной инфраструктуры. Из этого числа, отмечается в программе, уже профинансировано из бюджета 56,7 тысяч мест, а оставшиеся 97,7 ожидают дотаций в будущем.

Масштабное дорожное строительство, как одна из приоритетных целей, озвученных президентом Зеленским, в этом году могло бы обеспечить названное число рабочих. Задействовать в строительстве, отмечает президент Всеукраинской дорожной ассоциации (ВДА) Артем Гриненко, можно большую категорию людей, так как в дорожном строительстве значительное число функций не предусматривает специализированного образования и может после короткой подготовки выполняться до этого не имевшими опыта в строительстве людьми.

Созданию действительного большого для отрасли числа рабочих, подтверждает Гриненко, благоприятствует и увеличенные до 100 млрд грн, – в 2 раза по сравнению с прошлым годом, – средства "Укравтодора", предусмотренные на дорожное строительство. Указанная сумма – это 10% всех средств госказны. Однако уже сегодня, констатирует глава ВДА, объемы строительства не соответствуют финансовым амбициям "Большой стройки", так как число работ, несмотря на выделенную сумму, увеличились не на 100%, а лишь на 10-20% по сравнению с показателями 2019 года.

Госслужба занятости начала финансирование майских пособий по безработице

Главной причиной этого, убежден Гриненко, являются новые правила участия в тендерах на осуществление строительства для компаний, утвержденных "Укравтодором" в рамках системы Prozorro в этом году. Они, считает эксперт, привели к монополизации рынка пятью крупнейшими украинскими компаниями, которые не имеют возможности обеспечить выполнение всех вверенных им подрядов и, соответственно, увеличить число привлеченных к строительству сотрудников до сотни тысяч.

"В прошлом году на дорогах работало около ста компаний, а в этом предусмотренный бюджет на 80% разделен между пятью крупнейшими. Остальные 20% предусмотрены для других компаний, но их также не очень много", – рассказывает Гриненко.

По его мнению, 5 компаний не могут задействовать названное число сотрудников, так как управление ими предполагает соответствующий по масштабам менеджмент. "Менеджмент пяти компаний – это не менеджмент ста компаний", – замечает глава ВДА.

Он добавил, что, сколько бы не было формально трудоустроено сотрудников, крайне сложно обеспечить их необходимой и даже наипростейшей спецтехникой – перчатками и жилетами, "не говоря уже о бульдозерах".

Впрочем, проблемы могут возникнуть и с подсчетом реального числа рабочих, как привлеченным к будущим стройкам, так и уже задействованных в работах. Дело в том, что необходимая статистика ранее не велась. Это, отмечает Гриненко, не дает возможность опровергнуть или подтвердить как запланированный объем новосозданных мест, так и уже 56,7 тысяч мест, согласно КМУ, профинансированных властями.

"В нашу ассоциацию обращалось Министерство инфраструктуры с просьбой предоставить данные по количеству трудоустроенных сотрудников за 2020 год. Но этой статистики никто не вел. Я знаю, что собрать такую информацию прозрачно точно не удалось. Поэтому 56,7 тысяч рабочих мест – это, скорее всего, предположительные цифры", – высказал свою точку зрения Гриненко.

Кабмин заявил о необходимости господдержки экономики. Кто и на что может рассчитывать

Впрочем, для контроля выполнения программы увеличения занятости при руководстве главы Минэкономики Игоря Петрашко планируют создать рабочую группу из представителей министерств. Однако, как власти будут контролировать трудоустройство в частных компаниях, остается под вопросом. 

"Кабмин не финансируют рабочие места, он лишь выделяет выигрывавшей тендер компании предусмотренную сумму. Она нанимает сотрудников самостоятельно, и они не являются бюджетными работниками", – замечает Гриненко.  

Ожидание и реальность

Вписать планы по созданию 150 тысяч рабочих мест в программу обеспечения занятости удалось благодаря полному сохранению бюджета после его секвестра. То же произошло и в сфере сельского хозяйства, где 85 тысяч рабочих мест, которые будут созданы благодаря правительственным дотациям, можно создать с помощью 4 млрд грн господдержки. В частности, они пойдут на поддержку малого фермерства, предполагают в правительстве.

Однако под вопросом заинтересованность как устроившихся на биржу труда безработных, так и соискателей, ищущих рабочее место через рекрутинговые сервисы, в предложенных правительством вакансиях. Так, абсолютное большинство рабочих мест будет создано в трех сферах – дорожном строительстве, благоустройстве и сельском хозяйстве. В то время как согласно плану КМУ, почти половина из 486,8 тысяч официальных безработных имеют высшее образование, из чего можно сделать вывод об их потенциальной заинтересованности в высококвалифицированной деятельности.

Не фиксирует другое положение дел в запросах соискателей и статистика рекрутинговой компании grc.ua. Как отмечает ее специалист экспертно-аналитического отдела Юлия Дрожжина, строительство, транспорт, рабочий персонал, сельское хозяйство являются достаточно низкоконкурентным сферами на рынке труда Украины.

За неделю почти 7 тыс. работодателей обратились за помощью по частичной безработице

На одну вакансию в них припадает меньшее количество резюме, чем в среднем на рынке, где по результатам 2019 года уровень конкуренции варьировался в пределах 6-8 резюме на одну вакансию. В то же время в "Строительстве" это показатель был равен 3,6, в "Инсталляции и сервисе" – 1,3, а в сфере "Рабочий персонал" – 2,2.

"Конечно, во время карантина произошли достаточно кардинальные изменения, в том числе – рост конкуренция во всех профсферах в 2,5 раза, а в некоторых сферах – более чем, в 4 и 5 раз. Однако, несмотря на это, потенциал для трудоустройства в сферах «Инсталляция», «Авто», «Рабочий персонал», «Сельское хозяйство» остается. В последней, к примеру, наблюдался постоянный рост количества вакансий с начала карантина, чем может похвастаться далеко не каждая отрасль", – поделилась сведениями Дрожжина.

Одной из причин превышающего спрос предложения могут быть низкие зарплатные предложения в названных сферах, которые часто не соответствуют запросам соискателей, что особенно актуально в контексте трудовой миграции.

"Хотя достойные предложения на рынке труда Украины есть (например, вакансии для автомаляров, сантехников, штукатуров с зарплатой 25 000 – 30 000 грн), в небольших городах предложения для того же рабочего персонала стартуют от 3 000 грн. Тогда как работодатели за границей предлагают от $1000 – $1500", – рассказывает Дрожжина.

Наиболее популярными среди соискателей сферы (где количество резюме на одну вакансию выше среднерыночных показателей, поясняет Дрожжина), являются "Бухгалтерия", "Административный персонал", "Юриспруденция", "Искусство", "Развлечения", "Масс-медиа", "Домашний персонал", "Начало карьеры" и "Высший менеджмент".

Карантин лишил работы почти 160 тыс. украинцев: кого ищут на рынке труда

"Кроме того, за период карантина ощутимо выросла конкуренция в cферах HoReCa, "Спорт и фитнес", "Наука и образование", "Продажи", "Маркетинг". К примеру, в первых двух соотношение количества резюме к количеству вакансий выросло в 5,8 и 4,7 раз соответственно", – подытожила специалист grc.ua.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кабмин безработица трудоустройство увольнения занятость работа программа
Просмотров: 1382