Госслужба занятости (ГСЗ) в коронакризисный период обрела особое значение для поддержки сотен тысяч утративших работу украинцев. Однако несмотря на принятые правительством меры для облегчения возможности получать выплаты и встать на биржу труда, важнейшая задача службы – функция переподготовки кадров – была вынужденно отодвинута на второй план.

Это не единственная выделяемая экспертами проблема в работе ГСЗ. К ним также относят постепенный отход от социальной функции и низкое число вакансий. Но общий источник этих проблем, считают собеседники UBR.ua, заключается в отсутствии внимания со стороны руководящего министерства.

Новая жизнь горняков. Что власти могут предложить взамен закрытых шахт

Сколько людей трудоустроились через ГСЗ за период карантина

Уже через месяц после начала карантина уровень безработицы в Украине, свидетельствовали данные Торгово-промышленной палаты, дошел до 15-летнего пика – 2,5-2,8 млн человек, или 13,4-15,7% от трудоспособного населения. Только часть из них впоследствии обратились в Госслужбу занятости. По оценкам эксперта рынка труда и профессора Киевской школы экономики Ольги Купец, так поступают лишь от трети и максимум до половины всех уволенных. Впрочем, масштаб кризиса обусловил повышенный приток клиентов и в ГСЗ. 

С 12 марта по 1 июля статус безработного в Украине получили на 76% больше людей, чем за аналогичный период 2019 года – всего 324 тысячи человек. К 21 июля данный показатель достиг 375,1 тысяч. Всего же на 22 июля в ГСЗ было зарегистрировано 513,8 тыс. безработных – это меньше, чем по состоянию на 7 июля, когда на учете в службе стояли 517 тыс. человек. Отметим, что к 7 июля их число не росло на протяжении трех недель. На сегодняшний день из 513 тысяч зарегистрированных в ГСЗ человек 431,3 тыс. получают помощь по безработице.

В то же время, согласно предоставленным UBR.ua оперативным данным ГСЗ, с 13 марта и по 22 июля через службу трудоустроились 210,5 тыс. человек. Значительная часть из них успела получить работу еще до обретения статуса безработного – таковых было 67,6 тыс. против 142,8 тыс., имеющих соответствующий статус.

Бывший замминистра Минсоцполитики и труда Андрей Черкасов настаивает, что релевантной является только последняя цифра. По его мнению, она отображает не только общее число людей, попытавшихся воспользоваться услугами ГСЗ, но и показывает тех, кто реально после этого получил новое место работы.

"Я могу прийти в ГСЗ, поговорить с диспетчером, найти вакансию и уйти. Но как потом проверить, что я трудоустроился? Это нигде не будет зафиксировано", – говорит Черкасов. 

Бизнес готовится уходить в тень. Как повышение минималки скажется на предпринимателях

Более того, уровень зарегистрированных безработных относительно всех людей, пришедших в Центры занятости службы, должен был вырасти. Это обусловлено постановлением Кабмина от 29 марта, которое дало право получать статус безработного и, соответственно, рассчитывать на начисление пособий уже с первого дня регистрации. До этого безработный имел 7 дней для активного поиска трудоустройства в системе ГСЗ и лишь после их истечения – если так и не находил работу – официально становился на "биржу труда". Мера, как и повышение минимального уровня пособия в период карантина до 1 тыс. грн, была принята с целью социальной поддержки населения.

Впрочем, в отделе коммуникаций ГСЗ UBR.ua пояснили, что реальное число трудоустроенных может быть и выше, чем показывает статистика, но не все из трудоустроенных через службу, являясь ее учтенными клиентами, имели возможность и желание получать статус безработного.

Как объясняют в ГСЗ, часть клиентов, пользуясь услугами службы, не хочет регистрироваться для получения статуса безработного – например, студенты и пенсионеры, а также люди, уволенные по собственному желанию, что согласно законодательству лишает их права выплат пособия по безработицы в течение первых 90 дней после регистрации. При этом учет таких клиентов службой также ведется, говорят в госоргане.  

Нагрузка на ГСЗ может быть усилена

По словам Черкасова, статистика трудоустроенных – какой бы показатель не брать за основу – не является высокой. Всего за период карантина ГСЗ было трудоустроено (в том числе и тех клиентов, которые трудоустроились до получения статуса безработного) на 141 тыс. человек (59,9%) меньше, чем в прошлом году.

Основная причина, считает Черкасов, незначительное число вакансий в ГСЗ, что объясняется общим экономическим кризисом. 22 июля всего в службе было зарегистрировано 54,7 тыс. вакансий против 88,5 тыс. в 2019-м.

Проблема, предполагает Андрей Черкасов, несмотря на отсутствие роста зарегистрированных безработных, может усугубиться в дальнейшем из-за высокого уровня скрытой безработицы (сокращение рабочей недели и т.д.), а также готовящихся увольнений в ряде госорганов.

Как быстро заработать деньги. Топ-10 самых эффективных способов

"У нас есть риски – "Укрзализныця" уже объявила о переходе на сокращенный рабочий день, готовятся к закрытию около 300 отделений госбанков, из-за сокращения районов (в КМУ намерены создать 129 районов вместо 490 существующих – прим. ред.) будут уволены работники районных администраций. Кроме того, закрыть ряд колоний планируют в Минюсте – они находятся в небольших городах, где ограничен выбор трудоустройства. Все вышеперечисленные работники вскоре дружно пойдут на учет в ГСЗ. В итоге, Украина, вместо 500 тыс. новых рабочих мест, пополнится сотнями тысяч безработных", – делится опасениями Черкасов.

Всех вышеуказанных работников, с учетом ликвидации их довольно специализированных рабочих мест, придется обучать либо дополнительным навыкам в своей специальности, либо направлять на получение новой профессии – иначе вернуть их на рынок труда не выйдет, уверен Черкасов. Однако сегодня эта функция ГСЗ, хоть и предполагается как основная, вынужденно работает в ограниченном режиме.

С начала апреля ГСЗ лишена директора

По мнению Черкасова, основная причина возникших проблем ГСЗ – проведенное в прошлом году переподчинение ведомства из Минсоцполитики к Минэкономики. Цель реформы заключалась, как объясняла предыдущий директор ГСЗ Ольга Макогон, в усилении профподготовительной составляющей ведомства.

"Именно социальный компонент сформировал отношение к службе как к "социальной кассе" или "месту для отдыха". Это следствие того, что социальная поддержка не сопровождается побуждением к активному поиску работы. И когда мы перейдем к сфере экономики, эти компоненты могут быть изменены", – рассказывала Макогон, впрочем, уточняя, что ориентация на рынок не означает приуменьшение значимости социальных задач Госслужбы занятости.

Почти 60% безработных в Украине – женщины. Каждый второй соискатель – с высшим образованием

Однако в результате реформы, говорит Черкасов, не была усилена ни рыночная составляющая, ни социальная. Так, из-за карантина прекратили работу все программы ГСЗ по повышению квалификации в Центрах профессионально-технического образования (всего существует 11 центров), хотя их специалисты, уточнили UBR.ua в отделе коммуникаций ГСЗ, при возможности предоставляют дистанционное онлайн-обучение по отдельным программам.

"Госслужба во время карантина занятости по факту стала кассой по выплате пособий – уверен Черкасов, – но если из службы убрать программу повышения квалификации, то пропадет ее смысл. Ведь пособия – это вторично, первично – трудоустройство. Сегодня ГСЗ не тратит деньги коронафонда на программы повышения квалификации", – разъясняет Черкасов.

Возможность переквалификации особенно важна с учетом быстро меняющегося спроса рынка труда на конкретные специальности и играет не меньшее значение в кризисный период. Черкасов приводит пример правительственной программы "500 тыс. рабочих мест", большая часть которых предполагалась к открытию в дорожном строительстве. Однако большинство работ в данной профсфере требуют специфических навыков, которые потенциальный соискатель мог бы приобрести в рамках программ ГСЗ.    

В Кабмине назвали предельные суммы пособия по безработице и критерии расчета

С другой стороны, ослабления социальной компоненты экс-замминистра иллюстрирует количеством безработных с инвалидностью – их в период между 1 апреля и 1 июля было зарегистрировано в ГСЗ всего 21,8 тыс. Из них, по состоянию на 1 июля, только 2,3 тыс. человек смогли получить работу. По мнению Черкасова, причина низких показателей в этой части состоит именно в том, что Минэкономики не акцентирует внимание на проблемах социально-уязвимых категориях работников. 

У Черкасова есть и дополнительный аргумент к тому, что Минэкономики не справляется с руководством Госслужбой. Спустя 3,5 месяца после того, как Ольга Макогон была уволена с должности 2 апреля, на ее место так и не был назначен новый директор. Нынешний руководитель ГСЗ Юлия Жовтяк при этом не получила статуса и.о. директора.

"Нельзя же в период кризиса орган, который занимается сложнейшими задачами, оставить без руководства! Раньше на высших должностях был 1 директор и 3 заместителя, а сейчас осталось 2 заместителя: один ведет хозяйство, другой отвечает за финансы. Нет заместителя по технологической функции", – рассказывает Черкасов, делая вывод, что "Минэкономики этот вопрос просто не интересует".

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: госслужба занятости трудоустройство уровень трудоустройства официальное трудоустройство рынок труда безработица безработица в украине поиск работы
Просмотров: 1157