Ученые взломали генетический код раковых клеток. Медики обнаружили, что в онкологических клетках встречаются удвоенные молекулы ДНК, и сделали новый шаг к разработке лекарства от рака Генетики из Кембриджа сделали очередной шаг к созданию эффективного и безопасного лечения онкологических заболеваний.

Ученые создали магниты, убивающие рак

Изучение нетипичных молекул ДНК натолкнуло исследователей из лаборатории профессора Шанкара Баласубраманиана на мысль, что именно этот дефект в ДНК-цепочках может приводить к образованию раковых клеток.

Дважды два - четыре

Известно, что в норме молекула ДНК представляет собой спираль, собранную из двух цепочек. Однако ученые обнаружили также молекулы, состоящие из четырех цепочек. В норме, такая структура формируется только перед делением молекулы на две. Однако в некоторых случаях деления не происходит, и ДНК-молекула сохраняет четырехцепочную структуру. Молекулы такого типа получили название G-квадруплекс.

Ученые предположили, что сбой в механизме деления молекул ДНК может объяснить не только появление злокачественных клеток, но и многие их особенности: например, то, что иммунная система во многих случаях не атакует их, воспринимая "мутантов" как "родные" клетки.

Исследование, проведенное в лаборатории профессора Баласубраманиана, показало, что в раковых клетках действительно содержатся G-квадруплексы. "Я предполагаю, что они существуют и в здоровых клетках, но, думаю, что там они отличаются от раковых", - поделился ученый с журналистами. В то же время специалистам, изучающим иммунитет, уже давно известны антитела, распознающие и атакующие клетки, являющиеся носителями G-квадруплекс генов. Это значит, что человеческий организм в ходе эволюции уже сталкивался с этой проблемой и успел выработать свой способ борьбы с нею.

Если удастся найти порог, которые отличает здоровые клетки с G-квадруплексом от онкологических, это может стать зацепкой, позволяющей создать терапию, способную уничтожать онкологические образования и при этом не наносить серьезного вреда здоровым тканям организма.

Рак "боится" молока

Пока же усилия специалистов сконцентрированы на том, чтобы понять, какой фактор провоцирует образование G-квадруплексов. Предположительно, дело может быть в высоком содержании гуанина – одного из четырех веществ, составляющих основу ДНК-спирали.