Украинцы поняли, что болеть сейчас сильно дорого, поэтому стараются уделять внимание профилактике, в частности, массово едят витамины и различные БАДы.

В 2016 году наши сограждане купили в аптеках 1,4 млрд упаковок препаратов на сумму 57,2 млрд грн. Из них собственно на лекарства пришлось 80,6% (48,1% рецептурных препаратов и 32,5% безрецептурных). Об этом свидетельствуют данные исследования маркетинговой компании "Бизнес-Кредит".

Как отмечают аналитики, впервые за последние три года произошел рост рынка аптечной розницы в денежном и натуральном выражении. Так, количество проданных упаковок выросло на 13%, хотя это рекордов 2010-2011 годов, когда ежегодно продавалось 1,6-1,7 млрд упаковок, нам еще далеко.

Больше всего растет спрос, по данным исследователей, на биологически активные вещества (БАВ), так называемые биодобавки. Наименьшим интересом у покупателей пользовались косметика и космецевтические средства (лечебная косметика), а также лекарственные чаи и растительное сырье.

От всех болезней

По данным другого исследования – PharmXplorer/Фармстандарт компании Proxima Research, косметика является самой дорогостоящей категорией, для которой средневзвешенная стоимость составляет 51,9 грн. за упаковку. Это, очевидно, стало одной из причин падения спроса на данную категорию товаров.

В то же время украинцы, кроме лекарств, активно покупают профилактические средства, в частности, различные диетические добавки. На их долю, по данным компании "Бизнес-Кредит" приходится 5,8%, что примерно вдвое больше, чем на косметику.

Но дело не только в тяге украинцев к профилактическим средствам. "Рост спроса связан и с тем, что многие производители перерегистрировали часть своих препаратов как БАВ. Их меньше регулируют, чем классические лекарства. Например, их можно рекламировать, хотя НДС надо платить 20% а не 7% как на лекарства", — рассказал UBR.ua директор по развитию маркетинговой компании "Бизнес-Кредит" Андрей Цуркан.

Как пояснила консультант по маркетингу компании "Бизнес-Кредит" Елена Карчевская, чтобы доказать лечебный эффект препарата, надо пройти сложную процедуру регистрации в Государственном экспертном центре. БАВ же не проверяют на предмет их эффективности, а только требуют подтверждения безопасности. Это большой класс препаратов, которые могут продаваться не только в аптеках, а и, например, через сети многоуровневого маркетинга и даже в супермаркетах. 

В случае же с лекарством, особенно новым и оригинальным, нужно регистрировать активно действующее вещество, проводить клинические исследования. На это уходит 5-10 лет и миллиарды долларов. Поэтому за границей есть класс так называемых medical device, где активное вещество по сути такое же, как в классическом лекарстве,  но препарат предназначен, например, не для приема внутрь, а для использования в качестве средства для наружного применения (мази или крема), либо ополаскивателя полости рта.

"Это сокращает расходы до стадии завершения исследования. И тогда на основании этих документов у нас в Украине можно регистрировать эти medical device", – говорит Елена Карчевская.

Всплеск потребления БАДов спровоцирован и маркетинговыми усилиями компаний. Например, становится модным пить витамины или иммуномодулирующие препараты.

"Есть препараты, зарегистрированные как БАВ, но все-таки эффективные. Поэтому граждане используют их в качестве профилактических средств", — поясняет Андрей Цуркан.

К тому же многие украинцы предпочитают лечиться самостоятельно, не прибегая к помощи врачей. Например, опрос, проведенный социологической группой Рейтинг, показал, что чем моложе респонденты, чем выше уровень их образования и чем они обеспеченнее, тем лучшим они считают состояние своего здоровья. 

Среди мужчин больше тех, кто считает свое здоровье хорошим или очень хорошим, по сравнению с женщинами (49% и 39% соответственно). Чуть меньше трети (29%) украинцев заявили, что имеют хронические заболевания, 71% — говорят, что нет. При этом 62% украинцев не обращались в прошлом году к врачу ни разу.

Ценовой эффект

Среди более 2 тыс. производителей на рынке аптечных товаров лекарства реально выпускают меньше 600 компаний. Они предлагают всего около 10 тыс. ассортиментных позиций из общего количества в 45 тыс. позиций.

Так же, как и в случае с лечебной косметикой, для потребителя лекарств решающим фактором является цена. Однако здесь, как показывают исследования, наметился сдвиг в пользу средней ценовой категории.

В частности, украинцы стали меньше покупать дорогих импортных лекарств и перешли на такие же, но в средней ценовой категории. А вот отечественных медикаментов, наоборот, больше приобретают самых дорогих.  

То есть, люди стараются найти золотую середину — самое качественное по разумной цене. Речь идет о диапазоне в 100-300 грн за условную упаковку. Для сравнения: общий средний показатель стоимости упаковки — 52,6 грн. 

За год средневзвешенная цена выросла на 6%. Для импортных препаратов в сегменте дорогих лекарств средний показатель увеличился с 283,2 грн до 300,8 грн за упаковку, что привело к снижению спроса в этом сегменте и увеличению потребления препаратов среднего сегмента, которые подорожали с 93,5 грн до 102,3 грн.

Отечественные лекарства продаются в основном в низком ценовом диапазоне (51,3% всех продаж), где средневзвешенная цена выросла до 14,3 грн за условную упаковку. Но покупательский спрос переместился в самый дорогой сегмент, где цены за год подскочили с 266,4 грн до 292,7 грн.

Как пояснил представитель ассоциации "Производители лекарств Украины" (АПЛУ) Анатолий Редер, себестоимость производства лекарств в Украине выросла на 27-29%.

"Энергоносители, транспортные услуги, импортные составляющие, все дорожает. Поэтому лекарства не будут дешеветь", — прогнозирует Редер.

Но, как утверждает эксперт, в нынешних условиях никто не будет продавать их по завышенным ценам. Поэтому можно говорить только о том, что инфляция в фармацевтике не будет выше, чем в среднем по промышленности. 

"Конечно, можно снизить количество действующего вещества и тогда лекарства будут дешевле, только кто от этого выиграет?", — говорят в ассоциации.

Впрочем, поверить в то, что аптекари торгуют лекарствами буквально себе в убыток, мешает тот факт, что в разных торговых точках стоимость одного и того же препарата может отличаться в 1,5-2 раза и более, что свидетельствует о заоблачных накрутках.

Теги: лекарства цены медицина медицинские препараты бад
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 160