Есть такое понятие в современной психологии – конфликтная личность. Здесь уместно дать один важный совет — относитесь с сочувствием к людям, типичные особенности которых описаны ниже.

Конфликтность, ставшую свойством личности, трудно преодолеть рациональным самоконтролем, усилием воли. "Воспитательные" воздействия со стороны руководителя здесь также редко приносят пользу. Конфликтность — не вина, а беда таких личностей. Реальную помощь им может оказать специалист — практический психолог.

Пять основных типов конфликтных личностей:

Демонстративный тип:

- Хочет быть в центре внимания;
- Любит хорошо выглядеть в глазах других;
- Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся;
- Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью, хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
- Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное;
- Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощает его в жизнь. Кропотливой систематической работы избегает;
- Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо. Часто оказывается источником конфликта, но не считает себя таковым.

Ригидный тип:

- Подозрителен;
- Обладает завышенной самооценкой;
- Постоянно требуется подтверждение собственной значимости;
- Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств;
- Прямолинеен и негибок;
- С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением;
- Выражение почтения со стороны окружающих воспринимает как должное;
- Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимается им как обида. Малокритичен по отношению к своим поступкам;
- Болезненно обидчив, повышено чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям;

Неуправляемый тип:

- Импульсивен, недостаточно контролирует себя;
- Поведение такого человека плохо предсказуемо;
- Ведет себя вызывающе, агресивно;
- Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы;
- Характерен высокий уровень притязаний;
- Несамокритичен;
- Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других;
- Не может грамотно спланировать свою деятельность или последовательно претворить планы в жизнь;
- Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами;
- Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало пользы на будущее;

Сверхточный тип:

- Скрупулезно относится к работе;
- Предъявляет повышенные требования к себе;
- Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми работает, кажется, что к ним придираются;
- Обладает повышенной тревожностью;
- Чрезмерно чувствителен к деталям;
- Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих;
- Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидили;
- Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачиваясь за них даже болезнями;
- Сдержан во внешних, особенно эмоциональных проявлениях;
- Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе;

Бесконфликтный тип:

- Неустойчив в оценках и мнениях;
- Обладает легкой внушаемостью;
- Внутренне противоречив;
- Характерна некоторая непоследовательность поведения;
- Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях;
- Недостаточно хорошо видит перспективу;
- Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров;
- Излишне стремится к компромиссу;
- Не обладает достаточной силой воли;
- Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.

Необходимо иметь в виду, что у таких людей есть некоторые скрытые нужды, которые, как правило, связаны с прошлыми потерями и разочарованиями, и они удовлетворяют их таким образом. Например, сверхагрессивный человек своей агрессивностью пытается подавить малодушие и пугливость.

Следует взять под контроль свои эмоции и дать выход эмоциям этого человека, если намерены продолжать с ним общаться. Не принимать на свой счет слова и поведение данного человека, зная, что для удовлетворения своих интересов трудный человек так ведет себя со всеми.

Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними, в общем, одинаковы.

Если считаете необходимым продолжение общения с трудным человеком, вы должны настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно — какую. Вы должны убедить его в том, что ваше отношение к нему будет определяться тем, насколько он правдив с вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.

Таким образом, в конфликтной ситуации или в общении с трудным человеком вы должны попытаться увидеть в нем не только друга, но и лучшие качества.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: человек психика
Источник: health.mpei.ac.ru Просмотров: 1558