Группа ученых из США и Канады представила новые свидетельства того, что 716,5 миллионов лет назад покрывавшие Землю льды могли доходить до экватора.

"Нам впервые удалось показать, что стертовское оледенение добралось до тропических широт, — говорит ведущий автор исследования Фрэнсис Макдональд, геолог из Гарвардского университета. — Собранные данные также позволяют установить его длительность: оно продолжалось как минимум пять миллионов лет".

Исследования горных пород авторы проводили в Юконе на северо-западе Канады. Здесь им удалось обнаружить многочисленные признаки оледенения; при анализе возраста (по методике уран-свинцового датирования) и магнитных свойств вещества было установлено, что в стертовский период оно находилось на уровне моря в тропиках, примерно в десяти градусах широты от экватора. "Климатические модели предсказывают быстрое образование льда на всей поверхности океана, если морской лед появляется в пределах 30 градусов широты от экватора, — поясняет г-н Макдональд. — Этот факт и дает нам право говорить о полном оледенении".

Стертовское и последовавшее за ним мариноанское оледенения стали самыми масштабными за всю историю Земли. Даже в таких неблагоприятных условиях, однако, на поверхности планеты сохранялись небольшие участки открытой воды, которые позволили выжить эукариотам. "Известно, что все группы эукариот, кроме, быть может, животных, появились до стертовского оледенения, — рассказывает Фрэнсис Макдональд. — Получается, им удалось его пережить. Возможно, оно даже стимулировало эволюцию животных; такие катастрофические события могут оказаться весьма полезны, если рассматривать их с эволюционной точки зрения".

Точную причину стертовского оледенения ученые назвать не могут; считается, что оно могло быть как-то связано с ростом вулканической активности.