В кризис слабый пол оказался сильнее: женщины реже теряли работу и быстрее находили новую. По данным Госкомстата, за 9 месяцев 2009 года безработных мужчин было в полтора раза больше, чем представительниц прекрасного пола (оценка по методологии МОТ). Цифры необычные.

Еще в 2008-м разница почти не ощущалась - уровень безработицы среди женщин составлял 6,1%, среди мужчин - 6,6%.

Очевидно, что отрасли, где традиционно занято больше мужчин, во время экономического спада пострадали значительнее. Массовые сокращения провели, к примеру, промышленные предприятия и строительные компании. Но избавлялись и от административного персонала, маркетологов, менеджеров по персоналу, рекламистов и специалистов по PR, среди которых большинство женщин. Так что эта версия лишь отчасти объясняет статистику, а искать основные причины следует в другом.

Женщины всегда были скромнее в своих требованиях, поэтому их кандидатуры оказались наиболее подходящими во время кризиса. Дамы уступчивее в главном - в размере зарплаты. Разница в оплате труда мужчин и женщин в Украине, по оценке директора по странам СНГ компании World Staff Виталия Михайлова, обычно достигает 10-40% в зависимости от отрасли и должности. Чем выше позиция женщины, тем больше разрыв и, к сожалению, не в пользу слабого пола. По словам генерального директора управляющей компании Brain Source International Андрея Кривокорытова, разница в доходах на топовых должностях увеличивается до 50%. Среди кандидатов с зарплатными ожиданиями до $500 в месяц около 60% - женщины, а свыше $5 тыс. - их лишь 10%.

Работодатель уверен, что женщина не так мотивирована к карьерному росту, а значит, ей можно платить меньше. Представительница прекрасной половины человечества, в свою очередь, при таких низких ожиданиях теряет стимул расти дальше. Еще в начале 1970-х годов эту закономерность выявили будущие нобелевские лауреаты Эдмунд Фелпс и Кеннет Эрроу. Однако, по мнению коммерческого менеджера компании Hudson Алексея Долгих, работодатель не преследует цель предложить соискательнице меньшую зарплату: сами женщины часто боятся озвучить на переговорах большие цифры. К тому же для слабого пола деньги - не всегда основной мотивирующий фактор при выборе места работы.

Гибкость женщин в вопросах оплаты труда во время кризиса проявилась особенно ярко. По данным портала Head­Hunter, в ноябре 2007 года ожидания представительниц специальности "менеджер по продажам" были на 9% меньше, чем у мужчин, за аналогичный период 2008-го - уже на 11%, а в последний осенний месяц 2009-го - на целых 20%.

Уверенность в завтрашнем дне - вот главный стимул лояльности к работодателю. Женщина не может себе позволить пережидать кризис, не имея пусть небольшого, но стабильного дохода. "Женщина мыслит конкретно: сегодня нужно заплатить за детский садик, завтра - за коммунальные услуги. Неважно, что сейчас она соглашается на менее привлекательные условия, главное, что она работает и получает деньги, а значит, может решить вполне конкретные задачи", - объясняет гештальттерапевт Наталья Трушина.

Мужчинам гораздо легче принять решение об увольнении, если работа их больше не устраивает. При этом вопрос престижа и статусности должности занимает их гораздо больше. Женщины же традиционно менее амбициозны. По данным портала HeadHunter, среди кандидатов, только начинающих свой карьерный путь, количество мужчин и женщин одинаковое, а претендентов-мужчин на позиции управленцев в четыре раза больше. Кандидатки "теряются", следуя вверх по карьерной лестнице.

"В целом для женщин активный карьерный рост реже является частью "личной зоны комфорта", - признает Марина Маковий, генеральный директор Head­Hunter. Сильный пол отчетливее видит развитие своей профессиональной карьеры. Как правило, мужчины не хотят задерживаться на одной позиции больше года, а женщины, напротив, часто согласны ждать повышения долго.

Впрочем, как показало исследование компании Hudson, все больше женщин пробивается на вершину корпоративной иерархии. Их процент в совете директоров 300 крупнейших европейских компаний увеличился с 8% в 2004 году до 9,7% в 2008-м. "Для женщин всегда существовал некий потолок в карьере, и вырваться из среднего в топ-менеджмент по-прежнему удается немногим", - признает Алексей Долгих.

Бизнес же от продвижения женщин, похоже, только выигрывает. В 2007 году Catalyst проанализировали данные 500 крупнейших американских компаний по размерам выручки в 2001-2004 годах. Оказалось, что в четверти компаний с наибольшим процентом женщин в совете директоров доходность капитала на 53% выше, чем у четверти компаний, где женщин меньше всего.

При этом ограничение возможности карьерного роста женщин и зарплатная дискриминация чреваты весьма опасными экономическими проблемами, а именно: увеличением доли экономически неактивного населения работоспособного возраста. Чем грозит такая тенденция? Как уверяют экономисты: потерями в ВВП. Чикагский экономист Алвин Янг подсчитал, что бурное развитие стран Юго-Восточной Азии в 1966-1990 годах примерно на четверть обязано женщинам, пополнившим рабочую силу.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: женщина кризис человек мужчина
Источник: ЛИГАБизнесИнформ Просмотров: 1066
Загрузка...
Загрузка...