Хотя перед отечественной туристической отраслью вдали проглядывались некие перспективы, нельзя утверждать, что туризм в докризисные времена процветал, однако тот тупик, в котором он оказался сейчас, требует немедленной реакции как государства, так и участников рынка. Лишь глубокий анализ возникших проблем, объединение усилий и выработка четкой стратегии смогут дать шанс украинской туристической индустрии остаться на плаву и дожить до лучших времен.  

Затруднительное положение и предпосылки к нему

Туристическая отрасль является наиболее чувствительной к любым изменениям – доказательства этого предоставляет история на примере Японии, Египта, Греции, считает глава Государственного агентства по туризму и курортам Украины Елена Шаповалова. Украина, к сожалению, также стала частью этого "списка пострадавших". "Сейчас ситуация такова, что гостиницы стоят пустые, наблюдается аннуляция брони на ближайшие даты заезда",  – констатирует чиновница.

Представители отрасли также акцентируют внимание на негативных последствиях происходящего в нашей стране. На сегодня туризм в Украину (если не учитывать бизнес-туры и большое количество журналистов в горячие точки) как таковой не идет. Остались корпоранты, индивидуалы, частично есть активность в бронировании через систему онлайн-продаж. Все группы, которые были запланированы на начало сезона, перенеслись на осень (опять-таки, если до того времени ситуация стабилизируется).

А генеральный директор "Премьер Интернешнл" Ирина Седлецкая утверждает, что по 18 гостиницам, которые обслуживает возглавляемая ею компания, загрузка упала на 15-25% в зависимости от региона. Фаундер сети хостелов Dream Family, которая, к слову, заняла 8-е место в мире среди больших хостелов по версии Hostelworld.com, Евгений Лавренюк также подтверждает, что его детище сейчас даже не выходит на самоокупаемость. Руководитель отдела по работе с отелями Ostrovok.ru Федор Егоров, рассматривая спрос на поездки в Украину со стороны России, говорит, что он упал в 5-7 раз. И дальше, по его мнению, будет происходить падение – те же майские праздники, которое обычно обеспечивают туристический спрос, не обеспечат загрузку.

Директор "Незабаром.юа" Дмитрий Скрипченко констатирует, что сейчас, судя по поисковым запросам, спрос на Крым и на Карпаты упал на 25-30%, а продажи обвалились катастрофически. "Это отложенный спрос и у него есть серьезный барьер – страх, которой срочно надо развеивать, – говорит г-н Скрипченко. – Колоссальный провал лечебных курортов. Не спасает положение даже весеннее обострение болезней, когда все массово ехали оздоравливаться".

А перед работодателями туристического рынка нынче возник сложный  вопрос: как сохранить инфраструктуру – речь идет о ее человеческой составляющей. Очень много фирм, связанных с туризмом, перевели офисы на половину рабочего дня, часть сотрудников отправлены в отпуск за свой счет, часть – попросту уволена, утверждают представители отрасли.

Отдельная болезненная тема – круизные туры. В частности запланированный маршрут Киев-Одесса-Ялта – сейчас под вопросом. Партнеры, которые работали с отечественными круизными компаниями, с сомнением относятся к реализации тура. И хотя сейчас разрабатывается новый маршруты с учетом Бессарабии, Польши, ищутся выходы с положения, потери от нарушенных планов ударят по рынку.

Однако, несмотря не это, в Украины были все шансы для того, чтобы поднимать туристическую отрасль, конечно, без учета влияния внутренних политических проблем. В частности, наша страна имеет достаточно туристических ресурсов, которые можно предложить миру, в том числе в сравнении с главными конкурентами региона (по площади лесов и протяжности береговой линии мы уступаем только Турции).

 

Также, по данным UNWTO (Всемирной туристической организации), в 2012 г. Украину посетило больше 20 млн туристов – это, конечно, можно объяснить проведением Чемпионата Европы по футболу (за 2013 г. данные еще не опубликованы), однако по доходу для страны в целом и на душу населения – показатели не так уж велик.

За несколько месяцев текущего года уже стало понятно, что проблемы у туристической отрасли нешуточные, однако немаловажной ее особенностью можно назвать способность к быстрому восстановлению, считает глава Государственного агентства по туризму и курортам Украины Елена Шаповалова. По ее мнению, спрос  на Украину как туристический объект есть, но он отложен. "Когда ситуация стабилизируется, у нас действительно будет бум, интерес к стране огромен, в частности он был подогрет успешным проведением Евро-2012.  После этого мероприятия были проведены исследования, которые показали, что туристы будут возвращаться к нам, рекомендовать нашу страну другим", – заявляет г-жа Шаповалова.

Возможно, в словах главы Государственного агентства по туризму и курортам Украины есть смысл, так как она утверждает, что рост рынка в прошлом году был на уровне 5,8%, что опережает не 1,8% среднестатистический рост по разным странам UNWTO, который по итогам года составил 4% при прогнозе в 3%. 

 Сотрудничество государства и рынка в рамках НТО

Украинскому правительству сейчас приходится жестко контролировать бюджетные расходы. Следствием этого стало принятие Кабмином постановления №65 от 1 марта 2014 г. "Об экономии государственных денежных средств и недопущении растрат бюджета". Согласно документу, прекращено финансирование на проведение выставок, ярмарок, съездов, симпозиумов, конгрессов. Также не допускается использование бюджетных средств на проведение мероприятий по празднованию памятных и исторических дат, то жа касается заграничных командировок госслужащих.

Читайте также:

Хотя, на первый взгляд, это не должно убить туристическую отрасль, теперь в своем продвижении она должна рассчитывать сама на себя, спонсоров и неравнодушных или желающих заработать (ими могут оказаться зарубежные инвесторы). Конечно, понять правительство можно – когда есть выбор между выплатами зарплат и пенсий и проведением очередного праздника, решение очевидно. Поэтому, как вариант, нужно что-то менять в подходе к поддержке рынка.

Практикой многих стран мира, в частности европейских, является то, что за развитие отрасли, ее продвижение, определение целевого рынка отвечают не центральные органы исполнительной власти (они готовят лишь необходимые законы, документы, стандарты), а занимаются этим организации по маркетингу и дестинации и национальные туристические организации (НТО). В Украине в свое время были попытки (больше для замыливания глаз мировому сообществу) воплотить в жизнь проекты по созданию подобной организации, но оказалось, что все гладко только на бумаге. Поэтому Елена Шаповалова предложила четкий план того, как при участии всех игроков рынка совместными усилиями все же сформировать действенную структуру, что особенно актуально в текущей сложной ситуации.

Создание украинской НТО должно пройти в четыре этапа, говорит главы Государственного агентства по туризму и курортам Украины:

Целью создания Национальной туристической организации является продвижение в нашей стране туристического направления. Главными ее функциями должны быть:

  • исследование рынка;
  • планирование и реализация маркетинговых мероприятий, рекламных компаний;
  • создание основ для продуктивного сотрудничества государства и бизнеса, формирование благоприятного бизнес-климата на туристическом рынке;
  • формирование и развитие национального и регионального туристических брендов;
  • информационная поддержка иностранных и украинских туристов;
  • создание национальной сети туристических центров и др..

Базовым принципом создания организации является государственно-частное партнерство. Преимущества, которые получат ее участники – консолидация государственных, коммунальных и частных ресурсов, оптимизация расходов на маркетинг.

По мнению г-жи Шаповаловой, в НТО должны войти все представители отрасли, которые в тесном сотрудничестве смогут ее поднять.

Если все вышеперечисленные участники рынка смогут скооперироваться, договориться и создать выгодные для всех условия игры, туризм получит такой необходимый шанс выжить. Однако, стоит заметить, что в таком раскладе государство берет на себя только обязанности по координации процесса, а  принятие решений и ответственность за них – остается на плечах самой отрасли. И, как показывает история, задуманное еще нужно воплотить в жизнь, что в украинских реалиях часто не получается.

Объединяемся и пашем

Пока создание НТО в процессе, а туристический рынок – обваливается, представителям отрасли необходимо хотя бы формально объединится и выработать стратегию поведению до наступления лучших времен, что недавно и произошло. По инициативе клуба Hoteliero 12 марта прошел круглый стол, на котором собрались многие заметные игроки рынка и было принято решение о создании антикризисной рабочей группы. Также в ходе мероприятия прозвучал ряд предложений о том, как в текущей ситуации можно частично приостановить негативные тенденции, которые рушат в нашей стране туризм как таковой.

Очистить имидж и договорится со СМИ

Первым и одним из главных шагов должно быть повышение туристической привлекательности Украины, очищение ее международного имиджа. Много СМИ – большинство российских и часть отечественных – акцентируют внимание на том, что в нашей стране сейчас опасно, на экранах мелькаю "фашисты в масках", льются кровавые потоки.

Действительно, трагические события, произошедшие в феврале, останутся в нашей истории, однако с точки зрения туристической отрасли они до сих пор играют определяющую роль в решении отказаться от поездок в Украину. Также необходима консолидация отечественных СМИ для нивелирования негатива, демонстрации того, что в нашей стране есть безопасные места отдыха, есть на что посмотреть, в частности, на Западе.

Нужно продумать и создать перечень смыслов и меседжей, которые будут распространятся как в Украине, так и за ее границами. Можно использовать интересные способы рекламирования Украины, разработать креативные идеи. "Как один из вариантов – нестандартные ролики про Украину, размещенные в YouTube вирусным способом – это намного более эффективно, нежели участие в выставках или другие традиционные способы продвижения", – утверждает управляющий партнер сети "Челентано" Максим Храмов.

Нужно воспользоваться тем, что о нашей стране, пусть и не в лучшем контексте, узнал мир. Однако теперь необходимо сместить акценты. Также нужно проводить фан-трипы, пресс-туры, но для этого необходима поддержка государства, гранты, субсидии для туристической отрасли, что, очевидно, в ближайшее время не предвидится. Поэтому для реалицации последней идеи нужна спонсорская помощь.

Консолидированный демпинг

Нужно выработать общую позицию по демпингу, в частности, в гостиничном бизнесе, ведь доходность гостиницы – это сумма стоимости номера и заполняемость, и не факт, что снижение цены окупится вторым пунктом. Должна сохраняться определенная ценовая позиция, нужны договоренности между игроками рынка, которые находятся в одном ценовом пространстве. В более широком разрезе ситуацию рассмотрел управляющий партнер сети  "Челентано" Максим Храмов и пришел к выводу, что "рынок должен не демпинговать, а создать картельные условия. Игроки рынка могут объединится на кобрендинговых основах, предлагая в одном пакете разного рода услуги по выгодным ценам. Надо создавать студенческие, молодежные варианты отдыха. Нужно доносить людям, которые имеют ограниченный бюджет, что они могут получить за имеющиеся у них средства".

Прямое общение с клиентами

Нужно обращаться к лояльным клиентам. Дмитрий Скрипченко, директор "Незабаром.юа", считает, что информационная блокада есть не только у туристов, но и у гостиниц, большинство из которых, особенно небольших, впало в ступор. "Отели не понимают, что делать, и находятся в таком эмоциональном состоянии, что им трудно что-то планировать. Им необходимо отстранится от внешнего мира, так как по их ощущениям ситуация ничего хорошего не несет. Сейчас необходимо запустить обратный процесс. У сотен или даже тысяч гостиниц есть процент лояльных клиентов. Поэтому их нужно снабдить теми смыслами, которые они будут доносить лояльным клиентам, в том числе через e-mail рассылки, в которых будут личные суждения о сложившейся ситуации. К примеру, отправляя поздравительные письма на какие-то праздники, можно в них рассказать о том, какая ситуация в гостинице, в регионе, в котором она находится, пообещать трансфер как гарантию безопасности, добавить фото гостей, которое находятся на текущее время в отеле".

Внутренний туризм

Необходимо надеяться не только на туристов из-за границы – нужно поддержать и всячески способствовать развитию внутреннего туризма, в первую очередь за счет патриотизма, призывая к объединению Востока и Запада, Севера и Юга, ведь в каждом регионе есть на что посмотреть – к этому призывает фаундер сети хостелов Dream Family Евгений Лавренюк. Одним из способов достижения результата в этой идее является обмен клиентскими базами между отелями и ресторанами разных городов Украины.

Помощь Интеренет-игроков

Порталы онлайн-бронирования гостиниц должны пойти навстречу индустрии гостеприимства Украины и в знак солидарности снизить свою комиссию, хотя это может сыграть с ними злую шутку, ведь их прибыль не так велика и лишать их процентов – не совсем справедливо. Поэтому, как вариант, Интернет-игроки предлагают другую идею – digital-флешмоб на сайтах онлайн-бронирования отелей – использование гостиницами единой национальной символики в качестве аватар-изображений своих профайлов.

С мира по доллару

Президент Клуба Hoteliero Андрей Скипьян предложил идею, старую как мир, однако, по мнению участников круглого стола, возможно, эффективную: каждый украинский отель может перечислять в бюджет будущего Фонда популяризации Украины как туристического бренда 1$ с каждой оплаченной гостем ночи проживания. Благодаря такой программе, по его словам, может быть собрана внушительная сумма для маркетинговых антикризисных действий международного масштаба.

 

В целом представители туристического рынка не теряют надежды, что общими усилиями и пусть хоть при минимальном участии государства Украине получится сохранить свое лицо, а отрасль сумеет пережить текущие угрозы.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: украина туризм рынок кризис стратегия государство нто
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 15736
Загрузка...
Загрузка...