В Кабинете министров обеспокоились прогнозируемым снижением урожая зерновых в 2020/21 году и решили отреагировать на просьбы аграриев заняться развитием оросительных систем – мелиоративную сеть южных регионов Украины, в последнее время регулярно страдающих от засух, с 2021 года включат в госпрограмму "Большое строительство".

Об этом 2 сентября заявил премьер-министр Денис Шмыгаль, правда, не уточнив масштабов работ по восстановлению оросительной системы, лишь пятая часть которой ныне остается в рабочем состоянии. Также он не назвал размеры сумм, которые планируется на это потратить. Участники рынка, однозначно приветствуя намерения властей, указывают, что необходимые затраты на реконструкцию находящихся в управлении государства сетей должны исчисляться в миллиардах долларов.

Урожай сои упадет на 30%, – прогноз

Вопрос источников финансирования является не единственным ключевым перед запуском проекта. Аграриев также интересует, каким образом конкретные хозяйства будут распоряжаться ирригацией, что зависит от норм только разрабатываемого законопроекта "Об объединении водопользователей". Часть сельхозпроизводителей опасается, что результатами "Большого строительства" могут воспользоваться не все фермерские хозяйства, а лишь крупные агрохолдинги.

Зачем развивать оросительные системы

Украинская система поставок воды из рек и водохранилищ на с/х поля была построена в Советском союзе и на момент его распада обеспечивала поливом более 2,5 млн. га (без учета Крыма). За время независимости ирригационные системы практически не развивали и не модернизировали – в итоге к сегодняшнему дню их охват составил около 474 тыс. га, объяснил степень износа инфраструктуры заместитель председателя организации "Всеукраинская аграрная Рада" (ВАР) Михаил Соколов.

"Сокращение площадей шло бы еще быстрее, если бы параллельно не строились системы капельного орошения, которых в СССР не было", – добавил Соколов.

Одновременно с деградацией мелиорационной сети менялся климат – в этом году из-за засухи только аграрии Одесской области, согласно оценкам местной обладминистрации, потеряли около 6,5 млрд грн. Как отмечал Денис Шмыгаль, в целом из-за климатических условий урожай зерновых в маркетинговом году 2020/21 ожидается на 7 млн т. меньше, чем в прошедшем.

"Сейчас в среднем в организованном секторе, – по разным культурам и в разные годы, – выручка с одного га составляет 20 тыс. грн. с небольшим. В засушливых зонах, которые не орошаются, этот показатель может составлять и 10 тыс. грн с га", – привел данные замглавы ВАР Соколов. Он поясняет, что в случае модернизации мелиоративных сетей ситуация изменится радикально.

"При обеспечении водой, урожайность – с теми же затратами и условиями – возрастает в 2-3 раза. Соответственно, вырастет и выручка с одного га – даже в засушливых зонах при модернизации системы можно довести доходность до уровня даже в 40 тыс. грн. Это только по ныне выращиваемым культурам, а существуют еще более маржинальные", – дает оценку Соколов.

Украина стала больше покупать свежих ягод и фруктов за границей

По расчетам главы Минэкономики Игоря Петрашко, только отрегулировав системы поливов на площади 500-550 тыс. га, Украина сможет дополнительно производить сельскохозяйственной продукции на 8-10 млн тонн ежегодно. Однако доходность отдельных фермерских хозяйств в частности и Украины, как одного из крупнейших мировых поставщиков с/х продукции, в целом, не является единственной причиной, в связи с которой требуется развивать оросительные системы.

Водопотери, происходящие из-за износа инфраструктуры, являются недопустимыми в Украине из-за низкой обеспеченности водным ресурсом. Так, в этом году по причине отсутствия весеннего половодья в результате малоснежной зимы возникала угроза ограничений подачи воды для потребителей – первоочередно потерять доступ к ресурсу могли именно сельхозпроизводители, а также промышленные предприятия.

Кто заплатит и сколько стоит

На территории Украины расположено 15 оросительных систем, модернизация каждой из которых требует разных затрат в зависимости от климатических и географических условий, степени износа и прочих показателей. Однако, как указывает Михаил Соколов, выделять следует не только разные системы в целом, но и отдельные их части. Структурно оросительные системы можно разделить на верхний и нижний уровень:

  • к верхнему уровню относятся магистральные каналы, главные насосные станции и каналы второго уровня, отходящие от магистральных;
  • инфраструктура нижнего уровня – насосные станции, которые забирают воду из каналов второго уровня и подают в конкретное хозяйство. Как объяснил Соколов, ранее нижний уровень инфраструктуры также разделялся на внутрихозяйственные и межхозяйственные сети, однако, после ликвидации колхозов, такое разделение стало условным.

По оценке Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), на полную реконструкцию одной Нижнеднестровской оросительной системы – которая является не самой крупной в Украине, имея площадь полива в более чем 37 тыс. га – необходимо потратить €84 млн. Ремонт магистральных каналов и главных насосных станций всех ирригационных систем страны потребует вложений, исчисляемых в миллиардах долларов, полагает Михаил Соколов.

Украина увеличила закупки экзотических фруктов почти на четверть

"Ведь это не только ремонт насоса или замена старых и ржавых труб на новые пластиковые – это построение самих оросительных систем, потому что, по большому счету, их нужно восстанавливать", – объяснил озвученную им цифру замглавы ВАР Соколов, напомнив о сокращении орошаемых территорий с 2,5 млн га до менее 500 тыс. га.

Источник привлечения средств и то, модернизацию какой части инфраструктуры возьмет на себя государство, зависит от выбранной модели управления ирригационной сетью. Нынешняя монополия государства, предполагающая контроль за развитием всей цепочки поставок воды – от реки до поля, – себя не оправдывает, считают в ВАР.

Признавал недостаточность финансового ресурса у властей для того, чтобы содержать всю систему мелиорации в надлежащем состоянии и замминистра экономики Тарас Высоцкий. Он также приводил и две другие возможные модели контроля за оросительными системами:

  • их приватизация и развитие инфраструктуры за счет средств новых владельцев;
  • создание отдельных юридических лиц – объединений водопользователей, с передачей в их управление оросительных систем.

Как отмечал замминистра Высоцкий, приватизация может привести к созданию монополистов на рынке и увеличению стоимости подачи воды для потребителей. Опасается такого сценария и президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины (АФЗУ) Николай Стрижак, называя такую модель управления "феодальной".

Стрижак поддерживает идею создания кооперативов водопользователей и считает, что соответствующий законопроект необходимо принять перед тем, как начинать заниматься восстановлением оросительных систем.

"Наши власти ставят воз впереди коня", – коротко резюмирует свое отношения к заявлениям членов КМУ Стрижак.

Создание объединений водопользователей, между тем, закреплено и в государственной стратегии орошения и дренажа до 2030 года, принятой правительством в 2019 году. Данные объединения, приводил аналогию Тарас Высоцкий, будут по своей сути напоминать ОСМД. По его мнению, минусом данной формы управление может являться недобросовестность отдельных членов будущих кооперативов, которые, пользуясь своим правом голоса, смогут блокировать те или иные решения.

В Кабмине и зерновой ассоциации озвучили новый прогноз по сбору урожая

На данный момент форма объединений водопользователей обсуждается в рамках работающей под предводительством Минэкономики межведомственной рабочей группы. Свои наработки по законопроекту к ней представила и Всеукраинская аграрная рада. Как рассказывает Михаил Соколов, ВАР предлагает передать на баланс объединений водопользователей весь нижний уровень инфраструктуры.

"По нашему мнению, все, кто находится в зоне обслуживания мелиоративной системы, должны получить право стать ее членами. У каждого из них будет один голос, а одна треть голосов будет распределяться пропорционально площади земли. Оросительная система не перейдет в собственность объединений, но, учитывая, что от сокращения расходов на полив зависит прибыль хозяйств, безусловно, они предпримут все меры, чтобы сделать систему эффективной", – рассказал о предложенной модели Михаил Соколов.

Замглавы ВАР также добавил, что, в то время как развитием нижнего уровня инфраструктуры должны заниматься непосредственно водопользователи – по оценкам Соколова, в среднем необходимые инвестиции в модернизацию в данной части составят $2 тыс. на 1 га, – то магистральные каналы, главные насосные станции и каналы второго уровня должны контролироваться государством – возможно, через новосозданный хозяйствующий субъект, который, став естественным монополистом, также получит право привлекать частные инвестиции и сможет обеспечить гарантии их возврата.

"У государства, конечно, не хватит средств на развитие верхнего уровня инфраструктуры, но часть из них можно привлечь от международных финансовых институций – готовность сотрудничать с украинскими властями в данной части выражали и во Всемирном банке, и в ЕБРР", – напоминает Соколов. Он, впрочем, убежден, что за счет увеличения урожайности, налоговых сборов, сокращения водопотерь и следующего за этим снижения расходов на производство электроэнергии, государственный вклад в развитие инфраструктуры орошения может отбиться за три года.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: засуха урожай орошение зерновые фермеры убытки
Просмотров: 2167