Газовые трейдеры затеяли очередной передел рынка. Крупные компании, заручившись поддержкой Мининфраструктуры, успешно пролоббировали обязательное получение лицензии на перевозку опасных грузов (к которым относятся все нефтепродукты) не только перевозчиками, но и отправителями и получателями цистерн.

Чего ждать трейдерам и водителям

Изменения в правила перевозок Укрзализныци были опубликованы 1 августа этого года. Они требовали, чтобы с 1 сентября все участники рынка прошли лицензирование. Однако те никак не могли уложиться в слишком коротки срок.

Поэтому топливные операторы совместно с Нефтегазовой ассоциацией Украины договорились об отсрочке этой нормы до 1 ноября. Условились и о создании совместной с Мининфраструктуры рабочей группы. Которая должна оказать консультационную поддержку, если в процессе внедрения лицензий будут возникать процедурные, технические и юридические трудности.

Повод для беспокойства есть, говорят эксперты. Больше всего, по их мнению, от этого нововведения пострадают мелкие игроки.

Во-первых, кусаются цены — одна лицензия обойдется в 50 тыс. грн. При этом, выдается она на одно юрлицо, а на трейдерах часто значатся сразу несколько компаний, с разными профилями деятельности.

Серьезная проблема и с обучением персонала, так как получение лицензии для работы с опасным грузом подразумевает ее оформление не только на фирму, но и на конкретного сотрудника. То есть, он должен будет пройти обучение в Укрзализныце, получить корочку, а в случае смены работы, нужно все проходить заново. По крайней мере, так видят изменения сами трейдеры.

Некоторые опрошенные нами эксперты связывают такие нововведения ни с чем иным, как с попыткой монополизировать рынок крупными компаниями, оставив более мелких игроков не у дел.

К тому же сроки, выделенные для получения нужных документов очень ограничены — до 1 ноября этого года. На данный момент, вышеупомянутые лицензии успели получить лишь единицы.

Несложно предположить, что вскоре в сертификационных центрах на получение соответствующих лицензий и сертификатов образуются очереди из желающих получить все документы, чтобы не иметь проблем на границе.

«Если все будут массово оформляться, то, конечно, может получиться очередь. И стоимость лицензий сильно вырастет. Проблема в том, что лицензии должны быть и у получателей, что заблокирует возможность отправки нефтепродуктов. Возможно, что из-за этих новшеств может появится дефицит на рынке, поскольку груз нельзя будет отправить. Цены при этом могут вырасти на 10-15%», — заметил в беседе с UBR.ua замглавы биржевого комитета Украинской энергетической биржи (УЭБ) Алексей Ластовец.

Ситуация подогревается еще и сохраняющемся дефицитом СУГ, а также нехваткой мощностей и вагонов, чтобы нормально перевалить морские партии, говорят эксперты. И в купе с проблемами при перевозке, у трейдеров могут встать вагоны, которых и так не хватает из-за санкций в сторону «СГ-транса» (одного из ведущих железнодорожных операторов по перевозке нефтепродуктов) и других российских перевозчиков.

Коррупция и безопасность

Одним из положительных моментов нововведения является то, что лицензия действует бессрочно. То есть, документ нужно получить лишь один раз и, соответственно, платить тоже придется единожды (хотя сопутствующие сертификаты нужно будет обновлять каждые три года).

При этом крупные операторы успокаивают, несмотря на то, что новшество затрагивает все виды топлив (газ, бензин и дизель), на их ценниках это вряд ли скажется. Хотя и не исключают заминок с получением документов из-за числа желающих получить лицензии.

«Сложность возникает лишь в том, что все участники рынка одновременно будут подавать пакет документов, но до ноября время есть. Коррупционные риски могут присутствовать везде, тем не менее, лицензирование перевозки и получения опасных грузов — это европейская практика, и мы ей следуем и уже начали собирать необходимую документацию», — рассказали нам в WOG.

В целом, поддерживают введение поголовного лицензирования перевозок опасных грузов и другие крупные операторы рынка, апеллируя также и к повышению безопасности на железных дорогах.

К слову, рациональное зерно в этом все-таки есть — совсем недавно, в июле, семеро железнодорожников (в том числе и машинист) были госпитализированы с интоксикацией из-за протекания цистерны с бензолом.

Помимо прочего, говорят операторы, увеличение ответственности поможет уменьшить количество контрафактного топлива на украинском рынке нефтепродуктов.

«Такой шаг направлен на уменьшение количества опасных инцидентов, а также может стать дополнительным инструментом в борьбе с поступлением на рынок контрафактного горючего», — заметил в беседе с UBR.ua директор по снабжению и логистике сети АЗК «ОККО» Сергей Стоянский.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: газ топливо бензин дизель лицензии
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 6323
Загрузка...
Загрузка...