Уже через 5-10 лет, по оценкам аналитиков Bloomberg продажи полностью электрических автомобилей опередят по объему сегмент традиционных ДВС. Триумф электротяги будет связан с удешевлением производства аккумуляторных батарей, в результате чего стоимость электромобилей снизится до уровня классических авто. В итоге это приведет к расширению рыночной доли «электричек» до 57% от мирового уровня к 2040 году.

Однако глобальный тренд может большей частью обойти Украину. Отечественного автомобилиста пересаживаться в электрокар сегодня не стимулирует ни госполитика, ни какая-либо существенная финансовая выгода.

Электротягу стимулируют субсидии

До настоящего времени главной движущей силой развития рынка электротранспорта в мире было государственное субсидирование, выражающееся в расширении необходимой инфраструктуры, льготах для конкретных покупателей, и косвенном стимулировании за счет повышения налогов на пользование традиционными ТС.

Британия будет ежегодно терять $35 млрд из-за перехода на электрокары

Поддержка со стороны правительств была серьезной как в огромном Китае, где июньское сокращение льгот для электромобилей привело к мгновенному падению объема продаж на 6% относительно предыдущего года, так и в куда меньшей по размерам, но более обеспеченной Норвегии. В этом году там впервые в человеческой истории в количестве продаж новых автомобилей доля электротранспорта превысила половину, составив 58,5%.

Обе страны ранее разработали и профинансировали специальные программы по развитию инфраструктуры зарядных станций (ЭЗС). Норвегия уже в 2009 году направила на этот проект около €6 млн., с каждым год увеличивая размер финансирования. В Китае же госпрограмма изначально нацеливалась на выполнение определенных нормативов по необходимому количеству ЭЗС на 1 электромобиль, максимальной удаленности зарядных станций друг от друга, а также наличию их на главных автомагистралях.

Согласно выводам специалистов Vygon Consulting, европейских автомобилистов к покупке «электрички» подталкивает «экологический налог». В той же Норвегии импортные ДВС облагаются импортными пошлинами, сумма которых в том числе зависит от количества выбросов CO2 и NOx. Вместе с освобождением от НДС норвежец, купивший электрокар стоимостью в $30 тыс., получал налоговых преференций на сумму в $24 тыс. Без них же, владеть электрокаром как минимум не более выгодно, чем «традиционным» авто, подсчитали эксперты.

В Украине четкой программы не разработано

Однако даже щедрые субсидии не гарантируют успеха электомобилей в случае неправильно установленных параметров. Так, в Дании, где налоговые преференции при покупке $30 тыс. электромобиля стали самыми высокими в мире, дойдя до уровня в $31 тыс., рост продаж только замедлился. Причина в привязке налоговой составляющей не к уровню выбросов ДВС-авто, а к расходу топлива, что дало повод датчанам, вопреки задумке реформаторов, не пересаживаться на электрокары, а отдавать предпочтения старым и менее мощным машинам. Таким образом автопарк одной из самых обеспеченных стран Европы стал наиболее устаревшим в ЕС.

В Норвегии начали отказываться от топливных АЗС

В Украине отмена импортных пошлин и НДС также позитивно повлияла на увеличение популярности электромобилей – за 9 месяцев 2019 года украинцы приобрели 5500 машин на электротяге, что уже несколько превосходит показатель всего прошлого года. В то же время, без дополнительных мер, заставляющих водителей отказываться от топливных авто, украинский рынок не показывает бурного роста.

К примеру, в принятой в 2018 году национальной стратегии Drive Ukraine 2030, среди планов которой также отводилось место и Hyperloop`у, планировалось довести уровень продаж электрокаров до 50% в общей структуре авторынка. Несмотря на отмену ряда обязательных для ДВС сборов, данная цель, как и промежуточный показатель для 2020 года – 15%, пока что выглядит не менее фантастично, чем упомянутый Hyperloop.

Б/у машины не хуже новых

Сейчас развитие отечественного электромобильного рынка происходит не за счет новых и более конкурентных ДВС-аналогам машин, а в основном благодаря ввозу дешевых б/у авто – доля приобретенных на вторичном рынке машин в данном сегменте составляет более 90%.

Причина в разительной ценовой разнице: наиболее популярный в Украине Nissan Leaf с пробегом в 65 тыс. км. можно за $10 тыс., в то время как цена новой модели с более энергоемкой батареей начинается от $28 тыс., что превосходит стоимость аналогичного ДВС-авто. В среднем же возраст украинских электромобилей составляет 4 года.

Не согласен с мнением об особой дороговизне электрокаров Андрей Волощенко, директор всеукраинской акции «АвтоРоку 2020». По его словам, автомобили на электротяге лишь несколько превышают в цене ДВС-аналоги, но в основном за счет более богатой комплектации, в целом же имеют сопоставимую стоимость. Что до б/у машин, то доминируют они не только в сегменте «электричек».

Шведский стартап представил трехместный дешевый электромобиль

«В случае с электромобилями это объясняется еще и тем, что покупать новое авто дорого и пока рискованно. Ведь сейчас в Украине основные продажи происходят без кредита и лизинга, а сразу с оплатой полной стоимости авто. С появлением большего разнообразия электромобилей от официальных импортеров структура рынка будет меняться в сторону роста продаж новых электромобилей», – уверен эксперт.

Правда, пока что открывать официальное представительство в Украине иностранным автоконцернам невыгодно из-за высоких затрат.

«Nissan пока не импортирует Leaf, поскольку для его сертификации на рынке нужно потратить существенную сумму, а продажи при этом будут исчисляться в лучшем случае десятками авто. Это очень долго будет окупать затраты на специальные зоны для электромобилей на СТО, программы утилизации старых батарей, обучение персонала и т.д.», – отмечает Андрей Волощенко.

Тем не менее, выгода от покупки «электрички» с пробегом состоит не только в более низкой первоначальной стоимости.

«Остаточная емкость батареи у б\у электромобиля выше 80%. И электродвигатель, и редуктор, остальные узлы и агрегаты – все, как у новой. К тому же, в Украине уже сформировался рынок б/у электромашин – можно найти море запчастей по хорошим ценам. Поэтому сейчас нет ни смысла покупать новую машину, ни предпосылок к тому, чтобы массовые продажи новых моделей начались в дальнейшем», – говорит владелец компании по продаже электромобилей «Elmob» Захар Пашун.

Производитель пылесосов отказался от идеи выпускать электромобили

Развитие первичного рынка электромобилей все же произойдет, обнадеживает Волощенко, замечая, что от электромобильного направления не стоит ожидать большого скачка в количественном выражении, но выход на рынок официальных импортеров позволит вырасти числу авто в премиум-сегменте, «где людям важно получать сервис и гарантию».

«В массовом сегменте скачок продаж произойдет скорее всего за счет корпоративных клиентов, которые закупают большие парки авто для своих целей. Ведь выгода от езды на электромобилях это не только снижение затрат на топливо, но и простота мониторинга издержек на заправку и экономия на техобслуживании машин», - резюмирует эксперт.

Спрос на новинки поднимется вслед за ростом зарплат

Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко считает, что благодаря безвизу и оттоку украинских граждан за работой в страны ЕС, стоимость ремонта старого авто становится все более высокой, что нивелирует выгоду от владения им.

«Существует довольно простая закономерность: чем меньше в стране зарплата, тем больше б/у машин. К примеру, в Африке, где новые машины не продаются в принципе, работодатель платит автомеханику $20 в месяц. Естественно, ремонтировать старые машины выгодно. Похожая ситуация и у нас. Но в связи с жесткой позицией государства относительно фискализации бизнеса, и, что куда важнее, выездом украинцев за границу за более высокими зарплатами, тенденция меняется. Специалиста можно удержать дома только с помощью конкурентной зарплаты: толковому автомеханику больше нет смысла чинить б/у машину в гараже за копейки, если в Европе он может получать 2 тыс. евро. Если еще год назад доход автомеханика в Украине составлял $200-300, то уже сейчас зарплата у официальных дилеров не менее $1000. Соответственно, растет и стоимость ремонта», – объясняет Назаренко.

За электрокарами будущее

Опрошенные UBR.ua эксперты уверены, что электромобильного будущего не сможет избежать и Украина, но аргументируют они это не только снижением производственных затрат на электромобили.

«Конечно же, стоимость батареи будет падать и электромобили по ценам сравняются с бензиновыми машинами. Перелом произойдет в ближайшие 5-10 лет: новые электромобили с пробегом 400-500 км. будут стоить от $20 000. Однако подлинная революция произойдет благодаря беспилотным электромобилям. После того, как их начнут использовать в городах, на дорогах уменьшится количество машин, и, как результат, станет меньше пробок», – считает, владелец компании «Elmob».

Автогражданка подорожает в сентябре. Сильнее всего – в Киевской области

Андрей Волощенко в свою очередь обращает внимание на другой важный фактор.

«Суть даже не в том насколько подешевеет производство аккумулятора. А в том, что сегодня тренд развития электромобилей принят уже всеми ведущими автомобильными компаниями. Закат эры авто с ДВС настолько очевиден, что даже такие гиганты как Daimler уже официально заявили о том, что не будут вести разработок по созданию нового поколения двигателей внутреннего сгорания. Так что перелом уже произошел», – подытоживает специалист.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: аккумуляторы техас авто б/у авто рынок авторынок элеткромобиль экономия продажи украина обслуживание цена субсидии
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5571