Сотрудничество одного из наиболее значимых менеджеров мировой автомобильной промышленности Карлоса Гона и компании Nissan, завершившееся опереточным побегом ливанца в черном ящике для музыкального оборудования из удерживающей его под домашним арестом Японии в родной Бейрут, имеет, как и полагается подобного рода историям, куда более широкую панораму переплетающихся друг с другом событий.

Она вмещает не только борьбу за влияние между участниками третьего в мире международного автопромышленного альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, но даже затрагивает дипломатические отношения между Японией и Францией.

Subaru отзывает полмиллиона авто: полный список проблемных моделей

Скандалы и интриги, а, кроме того, обещающее продолжиться расследование дела Карлоса Гона уже негативно сказались на делах Nissan, но, вопреки ранее звучавшим опасениям, к развалу альянса с когда-то спасшим его от банкротства французским партнером не приведут.

Тем не менее, лишившись одного из наиболее выдающихся управленцев современной автомобильной индустрии, Nissan рискует проиграть в борьбе с параллельно усилившимися конкурентами – так, на пятки им уже наступает начавшие процесс слияния группы компаний FIAT Chrysler и PSA.

Однако такая перспектива еще далека, считают опрошенные UBR.ua эксперты, а основные проблемы концерна будут связаны скорее с общей рыночной конъюнктурой, нежели со сменой кресел в главном офисе японского концерна.

В дальнейшем, отмечают эксперты, изменения внутри альянса могут повлиять и на украинский первичный рынок автопродаж, на котором топовые позиции удерживают модели и Renault, и Nissan.

Кто такой антикризисный менеджер Карлос Гон

Проведший молодость в Ливане и обучавшийся во Франции уроженец Бразилии Карлос Гон, не имея финансового образования, с конца 70-ых занимался подъемом со дна связанных с автомобильной отраслью компаний. Именно в 1978 году предложенная им модель управления привела к выводу из кризиса производителя шин Michelin. Однако наиболее значительные свершения топ-менеджера коснулись связанных с ним и по сей день компаний – Renault и Nissan.

План реорганизации французского предприятия, на 40% принадлежащего государству, Карлос Гон предложил в 1996 году, а уже спустя год компания, в начале работы ливанца имеющая $2 млрд. долгов, стала прибыльной. Уже через 3 года Карлос Гон был переведен в Токио, начав руководить производственной частью Nissan в рамках образовавшегося тогда франко-японского партнерства. На грани банкротства, также начала получать доход.

При этом методы менеджера устраивали далеко не всех и характеризовались нулевой терпимостью к устаревшим, неэффективным и не дающим коммерческой выгоды производствам – что в Renault, что в Nissan`е Карлос Гон в первую очередь расформировывал заводы и проводил сокращение персонала. За такие методы пресса окрестила его "киллером издержек".

В любом случае, результаты работы Гона более чем красноречивы – две руководимые им компании, еще в 90-ых пребывающие в упадке, к 2018 году совместно производили 10,7 млн. автомобилей, занимая по данному показателю третье место в мире, а по объему сбыта по данным за позапрошлый год – практически перед началом судебного разбирательства против Гона, – альянс, правда при участии присоединившийся к нему еще в 2016 Mitsubishi, и вовсе занял первую строчку, обогнав тогда Volkswagen.

"Тот креатив, и те модели автомобилей, которые Nissan начал производить после прихода в компанию Гона, а также общая перестройка системы менеджмента и системы унификации автомобилей альянса Рено-Ниссан – однозначно его заслуга, и причина успеха данных брендов. Персона Карлоса Гона как автомобильного менеджера является одной из культовых и эталонных в автобизнесе 21 века", – охарактеризовал ливанца генеральный директор информационно-аналитического агентства Auto-сonsulting Олег Омельницкий.

В Украине резко вырос спрос на б/у авто: названы лидеры года

Дело против Гона

Долгая служба в Японии тем не менее завершилась драматически: в ноябре 2018 года Карлос Гон был задержан японской прокуратурой по подозрению в крупных махинациях, а именно в незаконном присваивании им средств компании в размере $80 млн.

Впоследствии выпущенный под домашний арест, Карлос Гон свои злоупотребления отрицал, объясняя открытое против него дело заговором бывших коллег из руководства компании. По информации Гона, которую он озвучил уже пребывая на свободе, во время пресс-конференции в столице Ливана 8 января, менеджеры Nissan потратили на борьбу с ним около $200 млн.

"Относительно Гона ситуация не простая. Он жёсткий руководитель, если верить информации, и за время радикальных изменений нажил себе кучу врагов, в том числе и в рядах топов Nissan`а. Не исключено что воспользовавшись случаем ему припомнили все накопившиеся обиды", – соглашается с такой возможностью директор всеукраинской акции "Авто року 2020" Андрей Волощенко.

Имеет противостояние между Гоном и другими менеджерами компании и более глобальное объяснение. Так, Карлос Гон долгое время являлся сторонником дальнейшего слияния все же независимых Nissan`а и Renault, к чему его, по информации СМИ, также подталкивало высшее руководство Франции. В свою очередь руководство японской компании этому противилось, стараясь отойти от влияние французского партнера.

Побег в черном ящике

На проведенной 8 января пресс-конференции Карлос Гон объяснил свой побег тем, что особенности японской судебной системы, "99% решений которой являются обвинительными", не оставляли ему шансов на справедливое завершение разбирательства. В то же время, он готов продолжить защищать свои интересы, но уже в суде одной из стран, гражданином которой является.

Пока что Карлос Гон дает показания ливанским следователям, а одновременно с этим прокуратура страны запретила ему выезд из нее в связи с требованием Интерпола.

Хоть сами обстоятельства бегства, осуществленного Карлосом Гоном 29 декабря, и являются большей частью загадочными, – виновник события их раскрывать не стал, – но сама причина того, что ливанцу удалось сбежать испод наблюдения более прозаична.

Как отметил в своем блоге на Facebook глава корреспондентского пункта агентства ТАСС в Японии Василий Головнин, удалось уйти ливанскому менеджеру топ-уровня от правоохранителей страны восходящего солнца, с одной стороны, из-за недосмотра при проверке багажа во врем, но с другой – из-за кабинетной путаницы между правоохранительными органами Японии.

Так, прокуратура, заведшая дело на Гона, по законам страны не имела право устанавливать надзор за ним, а полиция данной процедурой заниматься не стала.

Обязанности по контролю за тем, чтобы Карлос Гон не вышел из заключения в своей токийской квартире, осуществляли специального нанятые для этого Nissan`ом частные детективы. Однако через суд адвокатам управленца удалось добиться снятия наружного наблюдения под предлогом того, что частные компании не имеют права вмешиваться в личную жизнь человека, тем более, не признанного виновным.

В итоге, именно в день, когда решение вступило в силу и частную охрану убрали, Карлос Гон вышел из квартиры, уехал на "Синкансене" в город Осака, а оттуда улетел на частном самолете сначала в Стамбул, а затем в Бейрут. Правда, для этого ему пришлось спрятаться в ящике для музыкального оборудования, который сотрудники аэропорта сканировать не стали – по словам Головнина, после того, как ящик не влез в машину для просвечивания, сотрудники таможни "махнули" на формальные обязательства рукой.

Уцелеет ли альянс?

Всего за 2019 год японский автопроизводитель получил наименьшую за 10 лет прибыль, и принял решение вновь провести масштабное увольнение сотрудников в связи с 10%-ым сокращением производственных мощностей, запланированное на будущие годы.

Однако опрошенные UBR.ua эксперты не склоны связывать это только с ситуацией, которая сложилась вокруг Карлоса Гона.

"Уменьшение прибыли – вопрос комплексный и связан с многими факторами. Проблемы и скандал вокруг Гона, конечно же, сыграл свою роль в этом. Возможно, также причина в том, что сейчас происходит глобальное изменение авторынка и много ресурсов инвестируется в создание новых платформ, а также в укрупнение", – объясняет Андрей Волощенко. Солидарен с ним и Олег Омельницкий.

"Кризис в Nissan является в большей степени глобальным отражением проблем всего автопрома. Если посмотреть аналогичную статистику для немецких компаний, то увидим, что их производство показало падение за год на 9%. Это является рекордно низким показателем для немецких брендов за последние 22 лет. Кризисные явления, естественно, затрагивают в том числе и альянс Рено-Ниссан-Мицубиси", – считает эксперт.

Несмотря на избавление компании от злоупотребившего, по мнению японцев, своим положением Карлоса Гона, являвшимся приверженцем политики дальнейшего слияния Renault и Nissan'а, окончательно разделение двух компаний вряд ли возможно. Так, одной из задач нового топ-менеджера японского автопроизводителя Макото Утиды будет наладить отношения с французами. Еще одним свидетельством будущего укрепления отношений внутри альянса также стало назначение на должность главного исполнительного директора Ашвани Гупты, который, по данным СМИ, имеет тесные связи с представителями Renault.

"О распаде альянса речь не идет, – подтверждает данную позицию Андрей Волощенко, – тем более что в альянс вошел также и Mitsubishi. Это автомобильным компаниям выгодно с точки зрения общего использования технологий и готовых платформ для новых моделей", – заключил эксперт.

Как ситуация скажется на украинском рынке

Обсуждаемая проблема вряд ли повлияет на второстепенный для альянса украинский рынок – несмотря на то, что на рынке первичных продаж именно бренды данных компаний по итогам 2019 года занимали лидерские позиции. По данным Auto-consulting, первую строчку получила Renault, увеличив число реализованных авто на 69%. Nissan по этому показателю занял 4 место.

"Для украинского рынка это вряд ли может иметь значение. Как правило, финансовые проблемы головных офисов автобрендов могут сказаться на нашем рынке только оптимизацией модельного ряда, то есть снятием с продаж низкоприбыльных моделей, которых продают мало. Но в случае с брендом NIssan линейка моделей и без того давно сведена к самому популярному сегменту авто SUV (спортивно-утилитарный автомобиль, – прим.), а у Renault есть объемообразующие бюджетные модели, которые вряд ли будут трогать", – считает Волощенко.

В то же время озвученные руководством компании планы избавиться от имиджа Nissan`а, как дешевого автомобиля, – низкорентабельные продажи прокатным компаниям и большие скидки также стали причиной рекордно упавшей доходности компании, – могут в будущем привести к удорожанию моделей производителя.

"Безусловно, все глобальные изменения рано или поздно затрагивают украинский рынок, но в ближайшем будущем особых перемен не произойдет – будет происходить смена модельного ряда исходя из общей стратегии, – все же считает Омельницкий, – переход в другие сегменты, что является вопросом не одного-двух лет", – считает директор Auto-consulting.

Впрочем, в будущем году, по мнению Омельницкого, обе компании должны сохранить лидерство в сегменте первичного рынка – правда, если у Renault для этого достаточно ресурсов и сейчас, то Nissan необходимо обеспечить это за счет расширенного предложения еще не представленных в Украине моделей авто.

"Сейчас у Nissan есть определенная проблема по количеству модельного ряда", – констатировал Омельницкий.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: nissan компания побег арест менеджер япония автопроизводсто mitsubishi
Просмотров: 992