Спустя неделю после объявления общенационального карантина ограничения распространились и на автомобильный рынок. 19 марта Сервисные центры МВД Украины перестали предоставлять услуги по регистрации купленных транспортных средств, – для чего требуется физическое присутствие владельца, – из-за перехода в онлайн-режим работы.

Техпаспорт, номера и новое водительское удостоверение вновь можно будет получить лишь после 3 апреля – если завершение карантина не будет отодвинуто на более поздний срок. Запрет не касается только медицинских и дипломатических учреждений.

Из-за карантина в Украине останавливаются стройки

Решение может нанести существенный урон не только по автомобильным продажам, но и лишить значительной части дохода Пенсионный фонд, в который владелец ТС отчисляет от 3% до 5% в зависимости от стоимости автомобиля при первой регистрации.

Автомобиль нельзя будет купить

Опрошенные UBR.ua эксперты скептически отнеслись к правильности закрытия Сервисных центров.

"Сложно сказать, насколько данное решение обосновано, учитывая, что сотрудники банков и продовольственных магазинов продолжают работу. Я думаю, можно было перестроить работу, чтобы посетителей дистанцировались от сотрудников, обеспечить необходимые профилактические меры. Но останавливать полностью регистрацию автомобилей неправильно. Ведь это коснется не только автомобилистов, но и наполнения Пенсионного фонда. Кроме того, все это произошло неожиданно, решение опубликовано вечером, не было никакого подготовительного периода, чтобы компании могли спланировать свои действия", – сказал UBR.ua директор информационно-аналитической группы Auto-Consulting Олег Омельницкий.

При этом даже в условиях перехода работы центров в онлайн-режим можно было предоставить доступ к регистрации хотя бы новых автомобилей, убежден Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД). Их проверка согласно законодательству не должна быть столь скрупулезна, как при выдаче разрешений на пользование б/у машиной, пояснил эксперт.

Грядет всеобщее подорожание: цены на импортный товар уже подскочили на 20%

"Я считаю, что в условиях карантина можно восстановить дистанционную регистрацию новых транспортных средств. Дело в том, что новые машины, в отличие от подержанных, не подлежат осмотру экспертом сервисного центра МВД. Так же, как во время карантина разрешено дистанционно продавать товары и продукты, можно было бы разрешить и автосалонам подавать документы в Сервисный центр онлайн, а автовладельцу уже после завершения регистрации приезжать на место и со всеми необходимыми защитными мерами забирать их. Таким образом здоровью граждан ничего не угрожает", – говорит Назаренко.

Хотя уход сервисных центров на карантин и не означает полную остановку рыночных отношений в автомобильной отрасли, но существенно их ограничивает. Так, несмотря на постановление правительства №3219, давшее возможность эксплуатировать купленное в салоне авто на временных транзитных номерах весь период карантина вместо разрешенных в нормальных условиях 10 дней, без регистрации в МВД невозможно оформить покупку б/у авто, купленного как внутри Украины, так и привезенного из Европы.

"Без регистрации в МВД на рынке можно купить машину, только получив доверенность, и ездить фактически на чужом автомобиле. Сделку вы не зафиксируете, а деньги передадите. К тому же при таком сценарии повышается вероятность наткнуться на мошенника и окончательно быть обманутым. Лучше всего в период карантина не покупать машину на рынке, а дождаться отмены ограничений", – прокомментировал ситуацию Олег Омельницкий.  

Еще больше трудностей возникнет с привозом машин из Европы. Тем, кто в условиях закрытия части пропускных пунктов на границе все же сможет завезти машину на территорию Украины, не сможет ее эксплуатировать. 

"Он не сможет получить даже "красные" номера, так как сначала ему необходимо получить основания для начала эксплуатации в теперь закрытых сервисных центрах", – поясняет Омельницкий.

Карантин и оплата аренды. Что означает решение Рады о признании ограничений КМУ форс-мажором

Между тем, сложности все же возникнут и на первичном авторынке. Продленный срок свободной езды без на "красных" транзитных номерах, выдаваемых в автосалоне при покупке машины, часто не будет устраивать покупателя, считает Олег Назаренко. Также далеко не все граждане знают о самой возможности ездить на транзитных номерах дольше 10 дней.

"Нужно учитывать и психологический аспект, ведь человек хочет быть владельцем официально и иметь свидетельство о праве на собственность. Когда он ездит с временной бумажкой на транзитах, то не чувствуют себя уверенно. Далеко не все знают о законопроекте №3219, который продлил срок предоставления административной услуги до конца карантина, а те, кто знает, не всегда осознают, что административная услуга – это и есть регистрация авто", – поясняет проблему глава ВААИД Назаренко.

Кроме того, решение закрыть сервисные центры делает невозможным приобрести ТС в кредит и лизинг.

"Когда машина оформляется в кредит, ее нужно ставить на учет и только на основании документа о регистрации банк может дать кредит под залог. В лизинг можно отдать машину также только при наличии техпаспорта", – отметил Олег Назаренко.

Влияние карантина на авторынок                 

Между тем, непосредственно на работу украинского авторынка распространение коронавируса не успело повлиять. Так, несмотря на пандемию, импорт автомобилей в Украину по состоянию на 16 марта увеличился на 28%, отмечает глава Auto-consulting. Это произошло во многом благодаря традиционному в весеннее время увеличению бизнес-активности, а также за счет роста доллара. 

"Это всегда стимулирует людей приобретать автомобили в гривне", – указал на причину Омельницкий.

Такси может подешеветь, но через месяц бизнес начнет увольнения. Как повлияет на Украину карантин

В краткосрочной перспективе продажа авто может даже вырасти, прогнозирует Олег Назаренко.

"Будет реализован так называемый отложенный спрос. Человек, который копил на "Фольксваген", пойдет и купит себе "Шкоду", потому что в условиях карантина ему важна безопасность своя и своей семьи", – считает глава ВААИД.

При этом продление карантина в долгосрочной перспективе скажется катастрофически как на продажах автомобилей внутри Украины, так и на их импорте и индустрии в целом.

"Мы увидим негативное влияние карантина на весь рынок уже к концу недели, а по итогам месяца наверняка уйдем в большой минус как по продажам, так и по импорту. С продлением ограничений ситуация будет только ухудшаться: при падении покупательной способности автомобиль перейдет в конец цепочки потребительских запросов, ведь это обдуманная покупка, совершаемая в стабильное время", – подытоживает Омельницкий.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: мрэо сервисный центр мвд авто авторынок покупка авто покупка автомобиля б/у авто рынок б/у авто б/у автомобили рынок б/у автомобилей продажа авто
Просмотров: 20347