Не успел украинский топливный рынок отойти от шумихи вокруг остановки поставок дизеля из Белоруссии (там приостановлено производство), как прилетела еще одно неприятное известие — РФ начала запрещать своим компаниям поставлять нефтепродукты в нашу страну. Как рассказали UBR.ua участники рынка, Министерство экономики России не выдало разрешение на поставки крупнейшему поставщику продукта Роснефти — компании Wexler Group. Она завозила нефтепродукты в Украину.

«Сегодня клиенты компании были оповещены о том, что отгрузки с ЛВДС Смыга прекращаются с 25 апреля», — рассказал UBR.ua член набсовета «Интегрум Венчурс» Александр Киримов.

На волне паники из-за прекращения поставок в Украину белорусского бензина и дизеля, заправщики сразу же вздернули цены почти на гривну на литре топлива. Их не остановило даже вчерашнее сообщении Беларуси о том, что она все же направит нам 32 тыс. тонн нефтепродукта. Эксперты говорят, что нам этого мало.

На украинских АЗС резко подорожал автогаз

«В 2018 году потребление бензинов в Украине составило примерно 1,8 млн. тонн. Из них 770 тыс. тонн внутреннее производство, а остальное — импорт. В структуре импорта — около 800 тыс. тонн (77%) приходится на поставки Мозырского НПЗ (Беларусь). Потребление дизеля в 2018 году составило примерно 7,7 млн. тонн. Из них импорт — примерно 5,8 млн. тонн. 32 тысячи — это ничего для такого баланса потребления», — объяснил Киримов.

Кроме Wexler Group, российский дизель в Украину возили еще несколько компаний. Например, Эликор Капитал и Укрэнерджи. Но объемы их импорта незначительны на фоне баланса рынка. Перекрыть импорт из РФ можно морем, считают эксперты. Однако экономика этих поставок, особенно в отдаленные от портов регионы, менее выгодна, что приведет к подорожанию топлива на украинских АЗС ориентировочно на 2-2,5 грн./л.

Не хватает цистерн

Впрочем, пока дефицита горючего не наблюдается. Спасают ранее сделанные запасы.

«Согласно мониторинга ресурсного наполнения рынка, операторами накануне посевной было накоплено достаточное количество дизеля, поэтому на самом деле пока нет никакого дефицита по основным сетям. Что касается мелких, которые, как правило, работают «с колес» и перехватываются ресурсом на спотовом рынке, то там ситуация несколько хуже, что тем не менее «не делает погоды», — рассказал UBR.ua эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

Вместе с тем, говорят эксперты, уведомление «Белорусской нефтяной компании» о форс-мажорных обстоятельствах, из-за которых отгрузки украинским потребителям временно прекращены, позволило оператору «трубного» дизельного топлива на Новоград-Волынском терминале завысить цену мелкого опта более, чем на 2 грн./л. Хотя, по сообщению «ПрикарпатЗахидТранс», объемы выгрузки дизельного топлива в Украину остаются прежними, и по плану составляют 250-270 тыс. тонн/месяц. Далее произошла «цепная реакция»: эту вредную инициативу подхватили и украинские производители дизельного топлива.

«Если украинского оператора российской «Роснефти» еще как-то понять можно (у них нет причин любить украинского потребителя), то позиция украинских производителей вызывает, мягко говоря, удивление. В целом, глубина проблемы напрямую зависит от того, как быстро Мозырьский НПЗ справится с этой ситуацией и возобновит отгрузки по долгосрочным контрактам. В любом случае, операторам рынка нефтепродуктов Украины следовало бы уже задействовать и альтернативные направления импорта, но здесь они завязаны на неспособности «Укрзализныци» обеспечить бесперебойную отгрузку дизеля из портов Черного моря — как всегда, не хватает тепловозов и вагоноцистерн», — отметил Косянчук.

Бензин, дизель или «розетка»: какое авто выбрать украинцу, чтобы сэкономить

Если поставки не возобновят, то вполне вероятен реальный дефицит дизельного топлива в Украине в объемах от 120 до 180 тыс. тонн/месяц, что несомненно отобразится на розничной цене. Насколько, эксперты пока прогнозировать не берутся. По их данным, 29 апреля производство нефтепродуктов в Беларуси должно все же возобновиться в полном объеме.

Биржа диктует свои цены

Существуют и другие предпосылки для поднятия розничных цен на украинских заправках, говорят эксперты. За прошедший месяц цены на нефтепродукт на внешнем рынке выросли в среднем на $100/тонну. Розница при этом поднялась в цене только на 0,4 грн./л. Так что, учитывая только этот факт, по мере замещения более дорогим ресурсом, есть предпосылки к росту цен как минимум на 1,5 грн./л на бензин, и на 70-80 копеек на литре по дизельному топливу.

«Это биржа, а там используют любой повод для спекуляции», — говорит Косянчук.

Сами заправщики также отмечают, что основным фактором, который влияет сегодня на подорожание топлива является мировой рост цен на нефть и нефтепродукты. В апреле стоимость наиболее популярного сорта нефти Brent на мировых биржах достигла полугодового максимума, превысив отметку $74/баррель. В то же время, с начала марта котировки Platt's на бензины выросли более чем на 30%.

«Также ситуацию осложняет решение Беларуси о временном прекращении вывоза нефтепродуктов за пределы страны. Оно привело к перебоям в работе белорусских НПЗ. В структуре наполнения рынка Украины дизтопливом их доля составляет 30%, а бензином — 40%. Сейчас украинские потребности удовлетворяются за счет запасов операторов, и в случае необходимости рынок имеет все возможности для диверсификации поступлений горючего. Соответственно мы не прогнозируем дефицита горючего, как такового, но это может частично привести к росту логистической составляющей в цене нефтепродуктов», — спрогнозировали UBR.ua в пресс-службе АЗК ОККО.

Теги: топливо горючее белоруссия россия бензин дизель цены качество
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3230
Загрузка...
Загрузка...