Украинцы увлеклись глобальной электромобильной модой. Впрочем, в отличие от европейцев, которые осваивают технологии на «всем готовеньком», путь наших соотечественников к зеленому транспорту лежит через энергетическую пустыню. Невзирая на динамичное развитие, зарядная инфраструктура в стране не позволяет использовать электротранспорт хотя бы с минимальным уровнем комфорта. Особенно когда речь заходит о междугородних поездках. К тому же на рынке начисто отсутствуют сколько-нибудь цивилизованные правила и тарификация зарядных услуг на сетевых станциях.

Бывает и лучше

В столице Норвегии Осло уже сейчас устанавливают первую в мире систему индукционной беспроводной зарядки, благодаря которой, как обещают в мэрии города, сервисы такси смогут обновить свой парк электромобилями. Скандинавы планируют к 2025 году все такси и новые авто в столице привести к показателю нулевой эмиссии СО2. Аналогичные цели заявляют Великобритания и Франция, но к 2040 году.

Европарламент ужесточил экологические нормы для производителей авто

Украине до таких амбиций далеко. Хотя и наша страна предпринимает шаги для популяризации «зеленых» авто. Освобождение машин на электротяге от НДС и акциза при ввозе на территорию Украины делает свое дело: по итогам 2018 года зарегистрировано уже 18 тыс. электромобилей и гибридов, из которых почти 12 тыс. - автомобили, вообще не использующие бензин.

Совсем недавно водителей, которые отваживались сменить привычного железного коня с двигателем внутреннего сгорания на транспорт, который нужно включать в розетку, пугала карта покрытия Украины общественными станциями зарядки. Еще два года назад на ней зияли дыры, и зачастую в радиусе 150 километров найти заветный маркер было невозможно.

Как зарядить электромобиль в Украине – заправщики повышают тарифы - фото 2

Днем с огнем

Как изменилась картина за это время, можно судить по карте Plug’n’Share. Она создана на основе данных компании Recargo Inc, калифорнийского стартапа, который строит мировую карту и развивает сообщество водителей электромобилей с 2013 года. Пользователи приложений Plug’n’Share для iOS и Android часто уточняют сведения об исправности и доступности зарядок, помогая актуализировать данные.

На сегодня в Украине действует 1,8 тыс. публичных зарядных станций (на 3685 разъемов) и еще около 300 с ограниченным доступом для электрокаров. Таким образом на 7 электромобилей в Украине приходится по 1 станции. С 2014 года, когда сервис PlugShare начал вести статистику, Украина демонстрировала стабильное развитие инфраструктуры зарядных станций: 5 лет назад их было всего 35.

Новые парковки в Украине будут оборудовать электрозарядками

Рост сети заправок в более чем 60 раз за 5 лет пришелся, впрочем, почти целиком на крупные города и областные центры Украины. Притом, что в городе электрозаправки водителям нужны намного меньше.
«Лучшая электрозаправка — это трехфазная розетка дома, - рассказывает водитель электромобиля с 2-летним стажем. - Вечером поставил заряжать, утром полный бак. Разве что зимой приходится заезжать на зарядки. А вот отсутствие скоростных станций на межгороде - большая проблема. Почти всегда заправки, которые есть на карте - маломощные, стоять на такой надо минимум 3-4 часа».

Цены растут, правила меняются

К тому же, говорят водители, на магистралях редко устанавливают качественную технику. Все же спрос еще небольшой и владельцы станций предпочитают покупать технику подешевле – только бы угодить новой моде.

«На междугородних трассах зарядки ставят в основном дешевое китайское оборудование, которое часто неисправно. Поэтому риск не столько в том, что может сгореть инвертор, а в том, что можно дотянуть на последних ваттах до единственной станции в радиусе 50 км, а она не работает», - уточняет водитель Nissan Leaf с годовым стажем.

Правда, «зеленые» автолюбители на доступность электроэнергии в Украине не слишком жалуются. Как правило, планируя дальние поездки, они готовы к непредвиденному. Главное нарекание - отсутствие на рынке понятного ценообразования.

«Каждая сеть зарядок тарифицирует по-своему. Кто считает по часам, кто-то по киловаттам, кто-то и так, и так. Цены поднимают непредсказуемо - вот недавно поднялась на 20% (с 3,5 до 4 грн. за кВт). А зимой одна сеть изобрела новое ограничение, которое тут же подхватили и остальные. Подняли минимальный порог, при котором можно зарядиться, до 200 грн. А большинство машин за один раз больше чем на 100 грн. не зарядишь. Остаток на счете снять нельзя, пополнить его меньше чем на 200 грн. невозможно», - говорят водители.

В Канаде начнут раздавать деньги на покупку электромобилей

Впрочем, если единые правила игры не установят сами участники рынка уже в ближайшее время, скоро за них это решат чиновники. В понедельник, 1 апреля, министр инфраструктуры Владимир Омелян провел первое заседание межведомственной рабочей группы по развитию рынка электромобилей Украины.

Среди первоочередных задач группы назвали написание двух законопроектов, один из которых - о льготах на развитие электромобилестроения и сопутствующей инфраструктуры. Министр заявил на заседании, что его ведомство планирует развивать государственную сеть станций зарядки электромобилей, поддерживающих все новейшие стандарты, по всей стране. Насколько серьезны эти намерения, станет понятно уже в следующем бюджетном периоде, но затянуть с решением вопроса не получится в любом случае.

Как зарядить электромобиль в Украине – заправщики повышают тарифы - фото 3

Как заправить электрокар

Большинство украинских общественных зарядок оборудованы медленными портами Type 1 (J1772) и быстрыми Type 2 (Mennekes) для ускоренной зарядки переменным током. Пользоваться быстрой зарядкой через порт европейского стандарта CCS Combo 2, правда, могут преимущественно жители Киева, а найти порт двунаправленной зарядки V2G (позволяет не только зарядить, но и разрядить электромобиль) непросто даже в столице.

Что скрывается за этими аббревиатурами?

Type 1 - медленная зарядка от бытовой сети, но с заземлением и дополнительной защитой. Все автомобильные зарядки этого типа рассчитаны либо на европейский стандарт (220/230 Вольт), либо на нормы США (120 Вольт). Это нужно учитывать, покупая американский автомобиль.

Электромобиль мечты. Что можно купить за $10 тысяч в Украине

Type 2 - ускоренная зарядка переменным током повышенной мощности с использованием специальной розетки. В зависимости от типа кабеля (однофазного или трехфазного), зарядка может выдавать от 7,2 до 43 кВт. Это влияет непосредственно на скорость зарядки. Емкость батареи электромобиля измеряется в киловатт-часах.

Быстрая зарядка (Type 3, CCS) - зарядка постоянным током. Зарядная станция преобразовывает переменный ток из энергосети в постоянный заранее, и при подключении выдает его напрямую батарее, минуя внутреннее зарядное устройство. Быстрая зарядка действует только «до 80%», так как энергия не успевает равномерно перераспределиться по батарее.

Этот тип зарядки - не только самый удобный, но и самый сложный: каждая зарядная станция должна быть оборудована качественным и вместительным аккумулятором для запаса постоянного тока и предохранителями для работы с высоким напряжением. Но даже самая качественная зарядная станция, в том числе «родная» для электромобиля, не спасет транспорт в случае злоупотребления быстрым методом зарядки: за те 20-40 минут, которые обычно требуются для этой процедуры, батарея очень сильно нагревается, с чем плохо справляются даже дорогие электромобили с системами охлаждения.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: зарядка зарядная станция электромобиль электрокар сеть азс заправки тариф цена
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1937
Загрузка...
Загрузка...