Украинские власти вот-вот начнут формировать нефтяной резерв в стране. Правила готовы. Государственное агентство резерва (Госрезерв) в течении двух недель подаст на утверждение в Кабмин законопроект о создании минимальных запасов нефти и нефтепродуктов (МЗНН). Сейчас документ передан для обсуждения участникам рынка, и должен дотягиваться с учетом их предложений.

Его нынешняя версия предусматривает, что формирование 70% стратегических запасов возьмет на себя государство, остальное же поручат накопить частному сектору —заправщикам. В общей сложности речь идет о 2 млн тонн нефти и нефтепродукта. Запасы будут состоять на 30% сырой нефти и на 70% из нефтепродуктов (бензина и дизеля). Автогаз в эту программу не входит.

Лучше заправиться — украинские АЗС снова переписывают ценники

«С мая 2018 года Модель формирования МЗНН находится на согласовании в Минэкономики. Разработан законопроект о МЗНН, документ рассмотрен рабочей группой и передан на рассмотрение в Энергетическое сообщество. Следующий шаг — официальная рассылка заинтересованным органам власти. На стадии разработки План действий введения в оборот экстренных резервов в случае значительного нарушения поставок нефти», — рассказали в Госрезерве.

Где будут хранить

В ведомстве рассчитывают приступить к закладке нефтепродуктов уже к концу 2019 года. Формирование резервов будет происходить на протяжении 5 лет с момента принятия закона. Объемы запасов должны покрывать 90 дней среднесуточного чистого импорта.
Свою часть запасов нефтепродукта Госрезерв будет хранить в своих хранилищах, которые будет обслуживать специально созданный для этого оператор под крылом ведомства. Формирование и обслуживание частной доли стратегических запасов оставят на попечении частным заправщикам.

Топливные компании хотят обязать ежегодно отчитываться о наполнении резервуаров. А за несоблюдение норм закона, операторов рынка будут сильно штрафовать, вплоть до полной рыночной стоимости необходимых запасов и 1% пени за каждый день просрочки, если не успеют вовремя их обновлять. В случае если операторам не будет хватать собственных емкостей для хранения, заправщикам разрешат заключать договора друг с другом или подключить новосозданного оператора по управлению госрезервами.

Кто заплатит

Текущая редакция законопроекта предлагает возложить на бизнес обязательства по созданию части минимальных запасов нефтепродуктов, расчетная стоимость которых на сегодняшний день составляет около 12 млрд грн, что является чрезмерным финансовой нагрузкой, говорят заправщики. Он конечно же не пришел в восторг от «нового налога», и, как водится, заговорил об изъятии средств из оборота.

Двадцать процентов бензина А-95 в Украине не соответствуют нормативам - исследование

«Мы категорически против принуждения бизнеса к вымыванию оборотных средств в таких ощутимых размерах. Кроме того, создание минимальных запасов требует финансирования дополнительного резервуарного парка, который на сегодня отсутствует», — рассказали UBR.ua в Нефтегазовой ассоциации Украины (НАУ).

Хотя все прекрасно понимают, что профильные лоббисты лукавят, и что все затраты лягут не на плечи владельцев АЗС. За резерв заплатят водители — сумму дополнительных расходов очень быстро начнут включать в стоимость топлива. Бензин и дизель на заправках снова подорожает.

Потому те заправщики, у которых ценники и так держатся на заоблачном уровне, переживают сильнее всего. Говорят, что за покупателей, хотя на самом деле — за свои доходы. Боятся, что снижение покупательской способности автолюбителей еще сильнее обвалит их продажи.

«Мы как оператор рынка, не хотим, чтобы формирование резерва легло на плечи конечного потребителя. Нужно перераспределить акцизный налог без повышения его ставок. По опыту европейского рынка, стоимость каждого литра топлива заложен 1 цент на обслуживания госрезерва», — сказали UBR.ua в пресс-службе WOG.

Сколько заплатим

Правда, еще не все заправщики точно высчитали, насколько именно из-за нового резерва поднимут ценники. Есть лишь оценка Госрезерва, который уверяет, что людям придется доплачивать сущий пустяк — 30-50 копеек на литре топлива. И некоторых операторов, называющих более солидные цифры.

«Каждый кто импортирует или реализует более 100 тонн топлива, обязан будет принимать долевое участие в формировании МЗНН. Подобная инициатива приведет к повышению стоимости топлива в пределах 1-1,2 грн/л», — заверил UBR.ua директор департамента стратегического маркетинга и рекламы БРСМ-Нафта Александр Мельничук.

И скорее всего, всем придется смириться с этим подорожанием. Поскольку топливщики пока не предлагают чиновникам реальной альтернативы. Идея с перераспределением акциза, который власть получает регулярно и давно тратит на другие цели — точно не пройдет в Кабмине и в Верховной Раде. Там эти деньги считают потраченными и каждые новые расходы готовы увязывать только с новыми доходами — без перераспределений.

Что в Украине будет с ценами автогаз и чем завершится расследование АМКУ

Под большим вопросом оказались и две другие идеи — формирование запаса за счет средств Госрезерва и за счет международных кредиторов. Поскольку оба плана сводятся к дополнительным расходам госбюджета, который и так с трудом свели с минимальным дефицитом. Даже притом, что эксперты пеняют на международный опыт.

«Если государство решит самостоятельно финансировать формирование запасов, то в проект бюджета нового года внесут эту статью затрат и будут решать с источниками финансирования. Не исключаю, что в итоге и сами ставки по акцизам могут поднять», — резюмировал UBR.ua эксперт рынка нефтепродуктов, член набсовета «Интегрум Венчурс» Александр Киримов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: топливный запас нефтяной фонд нефть топливо дизель госрезерв безин газ азс цены заправка МЗНН
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5416
Загрузка...
Загрузка...