Украина может лишиться собственного автопрома. Из-за перебоев с поставками комплектующих из Луганской и Донецкой областей возникла угроза остановки производства на автомобилестроительных предприятиях страны, говорится в сообщении ассоциации "Укравтопром", пишет Капитал.

Перебои с комплектующими обусловлены нестабильной обстановкой на востоке Украины: блок-посты и военные действия мешают безопасной и своевременной транспортировке. Найти новых поставщиков за короткое время сложно. "Зачастую они поставляли эксклюзивные детали, на налаживание производства которых на других предприятиях уйдет несколько месяцев", — поясняет директор консалтинговой компании AUTO-Consulting Олег Омельницкий. Например, на Запорожский автомобилестроительный завод комплектующие поставляют 36 предприятий, которые находятся в Луганской и Донецкой областях. Кроме ЗАЗ, по словам директора департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации "Укравтопром" Георгия Овсянникова, пострадали "Богдан", Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ), "Эталон", "Часовоярские автобусы" и другие мелкие предприятия, которые производят доукомплектацию спецавтомобилей.

Дополнительный удар

Проблема с поставками комплектующих может стать последним гвоздем в гроб украинского автопрома. 18 апреля Украина отменила утилизационный сбор, который не касался украинских автопроизводителей. 14 апреля Украина снизила на треть — до 4,31‑8,63 % — ставки спецпошлин на новые импортные автомобили, что сделало их более конкурентоспособными по сравнению с продукцией украинского производства. А с 1 апреля Верховная Рада своим законом повысила вдвое — до € 218 за шт. — акцизный сбор на кузовы для промышленной сборки автомобилей. В результате отечественные производители лишились последней минимальной государственной защиты, а вместо нее получили дополнительную финансовую нагрузку, которая ставит под вопрос целесообразность не только развития, но и сохранения промышленного производства автомобилей в Украине, говорится в сообщении "Укравтопрома".

Читайте также:

В мае объем производства будет еще ниже, чем в апреле, прогнозируют Овсянников и Омельницкий. По данным ассоциации "Укравтопром", в апреле 2004 г. производство на ЗАЗ упало, по сравнению с предыдущим месяцем, на 10,3 %, в корпорации "Богдан" — на 64,7 %, на заводе "Еврокар" — на 27,6 %. В целом по отрасли производство автомобилей и автобусов в Украине снизилось на 14,7 % и составило всего 4,7 тыс. шт.

Искать выход

Рецептов выживания для отечественной отрасли производства автомобилей не так уж и много, говорит старший аналитик инвестиционной компании "АРТ Капитал" Алексей Андрейченко. Как правило, государство вводит какие‑либо временные ограничительные меры, которые позволяют снизить спрос на импортные автомобили и тем самым увеличить на отечественные. "Это и пыталось сделать предыдущее правительство Украины", — говорит он. Выпускать новые модели отечественному автопрому не имеет смысла, потому что он специализируются на недорогих машинах, уточняет эксперт. Напомним, что в 2013 г. ЗАЗ реализовал 17,7 новых легковых автомобилей, что позволило ему занять второе место на рынке по объемам продаж.

В России для поддержки собственной автомобильной отрасли действуют несколько мер поддержки: импортная пошлина на новые легковые автомобили (сначала 30 %, а в 2012 г. — 25 %. — Ред.) и утилизационный сбор исключительно для импортных автомобилей, который действовал год и четыре месяца, рассказывает начальник отдела аналитики российского аналитического агентства "Автостат" Андрей Топтун. Он уточняет, что России под нажимом Всемирной торговой организации пришлось ввести утилсбор и для автомобилей отечественного производства, но российское правительство обещает компенсировать уплату этого сбора налоговыми льготами, финпомощью на научно-конструкторские работы и т. д.

От остановки украинских заводов могут выиграть импортеры автомобилей, которые занимаются ввозом автомобилей бюджетного сегмента, в частности, китайского производства, прогнозирует Овсянников. Но начальник отдела маркетинга компании "Си Эй Автомотив" (официальный дистрибьютор Chery в Украине) Павел Радукан отмечает, что запасов дилеров хватит для удовлетворения низкого спроса на ближайшие два месяца. "Однако я надеюсь, что проблемы в стране, как и с поставками комплектующих, не затянутся надолго. Но если это произойдет, автозаводы наверняка смогут переориентироваться на других поставщиков комплектующих", — заключает он.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: экономика промышленность автопром
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 1958