Отечественных водителей ждут очередные нововведения. На днях Кабмин утвердил Стратегию повышения уровня безопасности на дорогах до 2020 года. Концепция достаточно полно прописывает все аспекты жизни на дорогах.

В целом, законодатели предлагают комплексное решение проблемы большого количества ДТП в Украине по девяти направлениям (начиная от качества инфраструктуры дорог до медицинского обеспечения участников аварий). Среди них, в частности:

  1. усиление на законодательном уровне ответственности за нарушения в сфере дорожного движения;
  2. создание единой информационной базы данных, объединяющей информацию о ТС и мерах ответственности, примененных к водителю или перевозчику;
  3. создание механизмов проверок технического состояния ТС непосредственно на дорогах, а также избирательных проверок водителей на предмет наркотического или алкогольного опьянения;
  4. реформирование механизма сдачи экзаменов с целью оценки кандидата на получение права вождения ТС в контексте его физического и умственного развития на уровне, достаточном для управления автомобилем;
  5. создание Дорожной полиции и внедрение автоматизированной системы фиксации правонарушений;
  6. создание бюджетного фонда обеспечения безопасности дорожного движения, источником наполнения которого будут штрафы и другие санкции, применяемые к участникам дорожного движения.

UBR.ua решил узнать у юристов, чего ждать водителям от внедрения данной стратегии в жизнь.

Градус повышается

Вопрос усиления санкций за нарушение ПДД хоть и является дискуссионным, поддерживается большинством экспертов.

В первую очередь, это относиться к управлению ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также уклонения от медицинского осмотра. Стоит отметить, что и сейчас полиция может остановить автомобиль, двигающийся с нарушением ПДД и потребовать проверки на алкоголь или наркотики.

«Планируется предоставить полицейским больше возможностей для остановки, чтобы можно было эффективнее выявлять нетрезвых водителей. Речь идет и о пунктах проверки автомобилистов, где будут (в определенное время) тестировать практически всех водителей. Не исключено, что к 2020 году нетрезвое вождение и частично криминализуют, то есть за него будет не административная, а уголовная ответственность», — заметил в разговоре с UBR.ua автоюрист Богдан Глядик.

Как рассказал нам управляющий партнер юридическо-консалтинговой компании «Де-юре» Григорий Трипульский, к неприятным для водителей новшествам, также можно отнести и планы по возврату ТО автомобилей. При этом, техническое состояние транспортных средств хотят проверять непосредственно на дорогах.

Но, как и в случае с проверками на алкоголь и наркотики, здесь существует определенная несогласованность с положениями действующего законодательства.

Дело в том, что правовые основания для остановки определены статьей 35 ЗУ «О Нацполиции». К ним отняться, в частности, совершение водителем нарушения ПДД или же наличие информации, свидетельствующей о причастности лица или ТС к правонарушениям.

«Указанный закон не предусматривает как основание для остановки необходимость проверки состояния авто или водителя. Но не исключаю, что в случае принятия Кабмином данной программы, в действующие законы, регламентирующие права и обязанности полиции, могут быть внесены соответствующие изменения», — заметил нам старший юрист ЮФ «Мисечко и Партнеры» Антон Диденко.

«Письма счастья» возвращаются?

Есть вопросы и к другим положениям стратегии. К примеру, если с контролем за использованием ремней безопасности, шлемов и детских автокресел все ясно, то дискуссия о целесообразности и законности возобновления автоматической фиксации правонарушений ведется уже не первый год.

Камнем преткновения в фотофиксации нарушений является презумпция невиновности — за рулем автомобиля может находиться не собственник (которого оштрафуют), а другой человек. В то же время, Европейский суд признает необходимость распространения презумпции невиновности лишь на те виды административных проступков, наказания по которым по своей тяжести приравниваются к уголовным.

Точка была поставлена путем внесения изменений в Кодекс Украины о админправонарушениях — статьи 14-1 и 14 в нынешней редакции гласят, что собственник ТС может быть привлечен к ответственности на основании результатов автофиксации.

Однако, он имеет право предоставить доказательства того, что в момент совершения правонарушения автомобиль находился в фактическом владении других лиц.

Таким образом, говорит Антон Диденко, на сегодняшний день существуют все правовые основы для имплементации системы электронной фиксации правонарушений. А с увеличением полномочий контролирующих органов стоит ждать, что и постановления на водителей начнут выписывать чаще.

«Безусловно стоит ожидать и увеличения количества штрафов», — считает Трипульский.

При этом эксперты отмечают, что автомобилистам стоит готовиться не только к увеличению количества штрафов, но и их размеров.

«Целью стратегии является внедрение более существенной ответственности водителей за нарушение ПДД с увеличением размеров штрафов, повысятся требования к возрасту автомобилей, их состоянию и комплектации, будут внедрены регулярные техосмотры и медосмотры водителей», — заметил UBR.ua управляющий партнер АО «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз.

Опасения у юристов вызывает и идея создании отдельного целевого бюджетного фонда для обеспечения безопасности дорожного движения, наполнение которого будет осуществляться из бюджетных поступлений от штрафов.

«В условиях хронического бюджетного недофинансирования в Украине, такие меры могут привести к тому, что контролирующие структуры будут стараться выполнять доведенные до них планы о количестве штрафных сборов», — говорит Антон Диденко.

Блондинки останутся без прав

Определенной критики заслуживает также перспектива изменения порядка получения прав в контексте оценки умственных способностей претендента.

«Проблема в том, что на сегодняшний день в научном мире отсутствует единое понимание того, как работает человеческое мышление. Оценка таких показателей, как коэффициент интеллекта в единицах измерения IQ по наиболее известным методикам, как-то методика Айзенка, также часто поддается критике исследователей на предмет ее объективности», — добавил Диденко.

При таких обстоятельствах, ограничение права на вождение транспортного средства на основании таких методик оценки может быть трактовано как дискриминация, говорят юристы.

В целом, по мнению юристов, требования, предъявляемые к водителям и авто будут внедрены без особых сложностей. Чего не скажешь о повышении качества дорожного покрытия, устранения рекламы вдоль дорог, нанесения разметки и установки дорожных знаков — добиться этого будет значительно сложнее.

«Безусловно реализация данной стратегии потребует изменений в множество нормативно-правовых актов, однако глобальных корректировок не предвидится. Хочется верить, что возьмутся не только за водителей, но и за инфраструктурные проекты, улучшающие качество наших дорог и безопасность движения по ним», — подметил в беседе с UBR.ua Григорий Трипульский.

А Виктор Мороз добавил: «Полагаю, что на пути к «мечте автомобилиста», нам придется столкнуться со злоупотреблениями со стороны дорожной полиции, которая может активно искать нарушения в комплектации автомобилей, их оснащении и состоянии здоровья водителей».

Теги: пдд авто аварии дорожное движение
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 13614