Министерство внутренних дел предлагает существенно переписать порядок выдачи водительских удостоверений и допуска граждан к управлению транспортными средствами.

В основном изменения касаются правил подтверждения водительских навыков и порядка проведения практических экзаменов.

В Украину идут сильнейшие снегопады. Водителей призвали к осторожности

Среди прочего, экзаменовать водителей, получающих права категории B (легковые авто) и еще ряда других, предлагается исключительно в условиях дорожного движения, исключив из процедуры теста учебные площадки.

Однако документ предусматривают и более необычные новшества в отношении информации, которую будут указывать в водительских удостоверениях.

В МВД предлагают дополнить данные в правах кодами с информацией об обязанностях и ограничениях, налагаемых на водителя при управлении транспортным средством.

Кодом в правах будут обозначать медицинские показания – обязанность использовать очки, контактные линзы, повязку на глазе, слуховой аппарат или протез, – а также запреты, к примеру, на управление машиной вне определенного района, ночью или под воздействием алкоголя (так указано в проекте, но напрашивается вопрос, зачем такая "алкометка" нужна , так как пить за рулем априори нельзя никому).

Между тем некоторые эксперты считают, что эти ограничения в МВД решили прописать преждевременно – и даже если постановление будет принято, то вряд ли заработает на практике.

Об этом и других изменениях – далее в материале.

Новые экзамены

Новации предусмотрены проектом постановления КМУ о внесении изменений в "Положение о порядке выдачи водительских удостоверений и допуска граждан к управлению транспортными средствами". Он был разработан МВД и 25 января опубликован на официальном сайте ведомства. Замечания и предложение по нему ведомство принимает на свой почтовый и электронный адрес на протяжении месяца со дня опубликования.

Основа подготовленных МВД изменений касается организации проведения практических экзаменов по управлению ТС.

В Украине обвалился спрос на ГБО: почему автомобилисты не спешат переходить на газ

Документом, среди прочего, в качестве единственного способа подтверждения водительских навыков устанавливается практический экзамен в МВД и отменяется возможность их засвидетельствования на основании документов.

К примеру, для водителей, управляющих собственным транспортным средством, таковыми на данный момент являются регистрационные документы на авто, а для профессиональных водителей – нотариально заверенная копия трудового договора, справки с места работы, и т.д.

С другой стороны, процедура переподготовки значительно упрощается. Так, лица, которые проходят переподготовку или повышают водительскую квалификацию, в большинстве случаев сейчас должны иметь опыт езды от года и более на ТС с меньшей сложностью управления.

К примеру, чтобы получить права вождения пассажирским автобусом с количеством сидений более 16 человек (категория D), аттестуемый не только должен сдать все экзамены, но и иметь опыт вождения обычного автомобиля (категория B), грузовика (С, С1) либо автобуса с вместимостью до 16 человек от 3 лет на протяжении последнего времени.

Если предложения МВД вступят в силу, водители смогут получить соответствующую категорию прав и без такого опыта.

Кроме того, документом предлагается принимать практические экзамены по категориям B (легковые авто), C1, С, D1, D (грузовики и автобусы) не в два этапа, как сейчас (первый проходит на учебной площадке, а второй – в условиях дорожного движения), а исключительно в условиях дорожного движения.

Только на учебной площадке будут экзаменовать будущих водителей мотоциклов, мопедов и других средств передвижения, категорий A, A1 и B1.

В два этапа предлагается проводить экзамены по управлению транспортными средствами с тягачом (категории ВЕ, С1Е, СЕ, D1E, DE): на площадке будет отрабатываться только парковка, все остальное – на дороге. 

Водители нарасхват, а консьержей не чествуют: кому предлагают зарплату до $1 тыс.

Также документом разрешается сдавать экзамены только по одной, самой высокой водительской категории, если одновременно открывается несколько (не применяется к категориям B1, B, BE). Высшей считается категория:

  • DE – относительно D1E;
  • D – относительно D1;
  • CE – относительно C1E;
  • C – относительно C1;
  • A – относительно A1.

При возвращении водительских удостоверений лицам, лишенных права вождения (помимо случаев, когда причиной этого являлось административное правонарушение), сдавать экзамены также разрешается не по всем категориям, а только по самой высокой.

Стоит отметить, что в МВД также решили увеличить срок действительности результатов теоретических экзаменов в сервисных центрах, в течение которого можно сдавать практический экзамен вождения, с 3 месяцев до 2 лет.

Не все собеседники UBR.ua посчитали, что новая процедура тестирования улучшит эффективность проверки водительских навыков – как считают в МВД, в частности, касательно отмены двухэтапного экзамена для водителей большинства категорий.

Что делать, если полиция требует осмотреть салон или багажник авто. Комментарий юристов

Автоюрист Богдан Глядик отметил UBR.ua, что инспектор все же должен убедиться, что водитель может управлять транспортным средством – и только после этого "выпускать его на дорогу общего пользования", где "опасность со всех сторон".

"Какие-то элементарные тесты на учебной площадке я бы оставил. В отношении мотоциклов также лучше оставить двухэтапную проверку способностей, чтобы убедиться, что он может управлять ТС не только в "лабораторных" условиях на площадке", – отметил Глядик.

Эксперт также считает, что при упрощении экзаменов следует соблюдать баланс между интересами кандидата на получение прав и интересами других участников дорожного движения, "которые могут пострадать от его действий".

"Не уверен, что могу согласиться со снятием требования к стажу водителей при их переподготовке. Для проверки навыков по вождению сложных в управлении ТС, тем более там, где есть ответственность за пассажиров, должны быть более жесткие подходы. Упрощения – это всегда хорошо, но, учитывая нынешнюю аварийность на дорогах в Украине, я понимаю, что нам нужно хотя бы до стабилизации этого положения несколько усилить требования по сдаче экзаменов", – рассказал Глядик.

Впрочем, автоюрист Владимир Караваев обратил внимание UBR.ua, что все вышеуказанные нормы могут быть приняты в рамках соглашения об Ассоциации Украины и ЕС. Как указывает эксперт, требования к экзаменам списаны с соответствующей директивы Евросоюза о водительском удостоверении.

Однако, говорит юрист, если для изменений порядка тестирования водителей достаточно постановления Кабмина, то для введения ограничений и запретов, которые МВД сможет указывать в правах, перед подзаконным актом нужно поменять законодательную базу – иначе они попросту не заработают.

Какие ограничения укажут в правах

Проект МВД вносит в положение о порядке выдачи водительских удостоверений второе дополнение. В нем указаны коды, которые вместо действующих сейчас пиктограмм будут записывать в графу "12" удостоверения с целью обозначить дополнительную информацию о водителе или накладываемых на него ограничениях.

Помимо вышеотмеченных медицинских данных (об обязательном использовании линз, протеза, пр.), в удостоверении могут начать указывать 76 обозначений об обязательном конструктивном устройстве управляемого ТС (модифицированная трансмиссия, тормоз, приводимый в действие коленом, дополнительный комплект параллельных педалей и т.д.).

Кабмин отсрочил новый техрегламент на СУГ до мая: что будет с поставками автогаза

В той же графе у водителей, сдававших экзамен на машине с автоматической коробкой передач, появится соответствующая отметка.

Коды с информацией об ограничениях следующие:

  • управление только в дневные часы (например, начиная через час после восхода солнца и заканчивая за час до захода солнца);
  • управление только в радиусе __ км от места проживания владельца или только в пределах города/региона;
  • управление транспортным средством без пассажиров;
  • только для езды со скоростью не более __ км / ч;
  • управление разрешено только в сопровождении владельца удостоверения водителя не менее эквивалентной категории;
  • без прицепа;
  • запрет управления на автомагистралях;
  • запрет управления под воздействием алкоголя;
  • только управление транспортными средствами, оборудованными алкозамками, в соответствии с нормой EN 50436.

Владимир Караваев отмечает, что описанных ограничений для водителей и требований к конструкции автомобиля просто нет в украинском законодательстве и, соответственно, нету органов власти, имеющих право их применять к водителю.

"Понятно, что касательно обязанности носить очки – есть медкомиссия. Но касательно конструкции – к примеру, там есть требование по максимальной силе давления на тормозную педаль с конкретным показателем, – или ограничений для водителя, в частности, выезжать за пределы определенного района – у нас просто нет механизма, кто будет определять эти ограничения и их контролировать", – говорит Караваев.

Эксперт добавляет, что для принятия соответствующих изменений сначала должен быть принят закон, а под него – уже нормативная база, в частности, постановление КМУ.

"В данном случае у нас обратная картина – сначала постановление КМУ, а потом под него депутаты должны будут вроде как закон прописать с порядком введения ограничений. У нас принят другой порядок – поэтому Кабмин, если примет постановление, выйдет за рамки своих полномочий", – пояснил Караваев.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: водительские права водительское удостоверение мвд права экзамены категории
Просмотров: 3651