Начало? Мировое падение и украинская стагнация


Что будет с украинским автомобильным рынком? Вопросы, которые были вынесены на рассмотрение круглого стола, организованного Коммуникационной группой ESG. В который раз вместе собрались представители регуляторных органов власти, автоимпортеры, представители финансовых учреждений, эксперты.


Причина всему мировой кредитный кризис, который повлек рецессию крупнейших экономик — Соединенных штатов Америки и Европейского Союза. Там уже имеют план, как пережить стагнацию и даже падение. Так европейские автоконцерны уверенно просят о помощи у своих правительств. После того, как на прошлой неделе конгресс США проголосовал за выделение трем крупнейшим автопроизводителям GM, Ford и Chrysler — льготного кредита на сумму $ 25 млрд. Деньги потратят на переоснащение заводов, которые будут выпускать более экономичные авто. Мотивы объясняются падением продаж до 15-летнего минимума. Одновременно, продажи в Европе в 2008 году уменьшатся на 3,1%, на Западе — падение будет самым ощутимым — 7,5%.


По словам Олега Боярина, главы правления "Атолл Холдинг", нечто подобное нужно ожидать и украинским автопромовцам. Несмотря на одну из самых высоких динамик нашего автомобильного рынка. "За последние три года отрицательное торговое сальдо Украины составило 16,6 млрд гривен. В следующемй году цифра будет еще большей — 25 млрд — и никакие финансовые институты не спасут гривну. Люди потеряют сбережения. Поэтому главный вопрос — это рабочие места. Нужно стимулировать внутреннее производство, сделать его экспортноориентированным — а не сливать свой рынок".


Готовь сани летом …


Участники круглого стола — единодушны и в вопросе ценообразования. Автомобили в Украине не подешевеют. Даже после стабилизации финансово-кредитной системы. И самое время их покупать — именно сейчас, — пока гривня еще не девальвировала. "Автомобильная маржа — одна из самых низких в принципе. И вопрос скорее по каждому конкретному автоимпортеру — сколько он способен выдержать вот такое искусственное занижение стоимости автомобилей. — Считает Александр Рябухин, генеральный директор "Порше Украина", — Честный курс сейчас — коммерческий. Для того, чтобы привезти автомобиль в Украину, мы за гривну покупаем валюту по коммерческому курсу. И чего-то другого просто быть не может. Все остальное — это маркетинговая акция".

Из-за вероятного повышения цен на автомобили, украинский рынок новых автомобилей ожидает и "переформатирование". Так автоимпортеры называют изменение предпочтений украинцев. Уже сейчас большинство машин покупается за живые деньги, а не в кредит. И хватает валютных сбережений обычно на более "бюджетный вариант". Эксперты говорят, намеченая тенденция сохранится и в следующем году. Гривна теряет позиции — так что нынешние цены на авто продержатся не долго.


"Если кто-то ожидает, что цены уменьшатся — то они не уменьшатся, так как себестоимость автомобилей, которые импортировались в виде ли машинокомплектов, или в виде готовых авто, она рассчитывается в долларах, евро или в российских рублях, или енах, но не в гривнах, и учитывая девальвацию гривни — цены будут подниматься — считает Дмитрий Святаш, почетный президент Корпорации "АИС".
С этим соглашается и генеральный директор ВААИД, Олег Назаренко. По его убеждению, все будет зависеть от курса гривны. "Работать в убыток никто не будет, однако в долларах и евро цены будут зафиксированы. Что будет дальше — будет зависеть от налоговой политики государства". А подвинуться, скорее всего, придется продавцам люксового сегмента. Выложить за авто 30 — 50 тысяч зеленых сразу труднее, чем платить ежемесячно по 300 долларов.


Кредитный ступор


Колебания курса доллара, слухи о новых акцизах, сокращение кредитования и отказ от нулевых кредитов вообще — факторы, которые подогревают рынок новых авто в последние несколько месяцев. В период, когда рынок был на подъеме, в структуре продаж автодилеров, доля реализации авто в кредит в общих объемах продаж составляла более 50%. В мае появились первые признаки сужения платежеспособного спроса. На фоне кризиса ликвидности банки значительно ужесточили требования к заемщикам. В сентябре условия автокредитования еще более ухудшились — НБУ повысил учетную ставку до 12%. Как следствие выросли ставки по автокредитам — до 25% годовых в гривне против 18%, а в валюте отдельные банки вообще прекратили кредитование. Постановление НБУ № 319 от 11 октября еще больше осложнило ситуацию. В настоящее время ряд банков продолжает выдачу автокредитов. Не исключено, что некоторые из них будут продолжать это делать и в следующем году. Однако, по оценкам финансовых экспертов, уже с начала 2009 большинство финансовых учреждений приостановят партнерские программы с автодилерами.

"Действительно, кредитные продажи до сих пор оставались заметными процентом продаж. Поэтому и ограничения автокредитования, и кредитный ресурс, который подскочил в цене, вместе повлияют на то, что тенденции нынешней осени сохранятся и в 2009-м году", — говорит Елена Дунина, генеральный директор компании" Авто Интернешнл".


В этом году из салонов выедет около 700 тыс. автомобилей. Это — 10% роста рынка. Если сравнивать с годом прошлым. Что будет в последующие двенадцать месяцев, аналитики прогнозировать не берутся. Однако, говорят, тенденции в Украине дублируют мировые. На всех отразился кредитный кризис. Он заденет и серых импортеров.

По словам Сергея Матусяка, главного редактора еженедельника "АвтоЦентр", сейчас очень много "серых" продавцов вынуждены закрывать еще до недавнего прибыльные автомобильные площадки: "В нынешних условиях некомфортно работать всем — и белым, и серым. Особенно серым, ибо они не имеют столь отлаженой логистической структуры, крупных соглашений с банками. Их принцип заработка — с колес и экономия на налогах. К тому же сейчас трудно найти клиента с настоящими деньгами".


Антикризисное регулирование


Мировой финансовый кризис заставляет автопромовцев пересматривать объемы производства. Это одна из причин резкого сокращения продаж даже на перспективных рынках Восточной Европы и Азии в следующем году. Кризис поставил мировой автопром перед выбором. Преживать его авторынок можно двумя путями. Первый — не уменьшать объемы производства и продавать дешевле. Ведь финансовые объемы рынка остаются. Второй — не сбрасывать цену и производить меньше. Выбрали сокращение производства.

Основной месседж, который власть адресует бизнесу, звучит примерно так — после кризиса экономика в корне изменится, и от импорта лучше вообще отказаться. В антикризисном законопроекте, подготовленном Кабинетом министров предполагалось ввести налоговую нагрузку на всю автомобильную отрасль — повысить акциз на автомобили и нефтепродукты, предоставить исполнительной власти право регулировать импортные пошлины, повысить налог на пользование автомобилем.


О перспективах украинского автопома остро высказался Олег Свинарчук, президент Корпорации "Богдан": "Печально об этом говорить, но по-настоящему кризис нас не коснулся. То, что мы сегодня видим — это отток спекулятивного капитала. И это не трудно было предвидеть. Что касается стимулов, или каких либо изменений на законодательном уровне, то их нужно было создавать давно. И вместо совещаний на государственном уровне с автоимпортерами, проводить совещания с автопроизводителями. Это прежде всего важно с точки зрения удержания темпов производства, создания рабочих мест, диверсификации собственных производственных мощностей".


Немного больше …


Суммируя выводы круглого стола можно сказать только одно — Украина зависит от внешнего мира больше, чем об этом говорят. Ситуация в экономике и на автомобильном рынке, в частности, меняется ежедневно. И для оценки перспектив нужно знать, насколько продолжительным будет мировой экономический кризис. Ведь уберечься от разрушительных тенденций как в автомобилестроении, так и в плоскости потребительского спроса, в том числе и Украине, невозможно. То, насколько будет втянут в кризис тот или иной сегмент рынка, во многом зависит и от экономической ситуации в целом, и от государственного регулирования отрасли в частности. Спецпроект УБР

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2329
Загрузка...
Загрузка...