В Украине планируют полностью изменить правила выплат по полисам обязательного автострахования. Согласно поданному в Верховную Раду проекту закона № 10196 «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», страховщикам хотят запретить брать с водителей франшизу (часть ущерба, которую должен покрыть сам клиент), учитывать износ авто при определении размера выплат, а также в целом быстрее выплачивать клиентам компенсации. Правда, учитывая приближающиеся парламентские выборы, рассмотреть данный законопроект смогут в лучшем случае ближе к концу года, прогнозируют эксперты.

Что изменится

Как сейчас

Если законопроект примут

Страховщик обязан сделать выплату в течение 90 дней с момента подачи заявления пострадавшим (сейчас средний срок выплаты составляет – 82 дня. А в рамках прямого урегулирования - 54 дня)

Страховщик обязан сделать выплату в течение 60 дней с момента подачи заявления пострадавшим

Размер страховой выплаты определяется с учетом износа (для автомобилей, старше 5-7 лет)

Размер выплаты определяется без учета износа, но все равно может не покрывать полную стоимость ремонта. Плюс для каждой выплаты придется заказывать экспертизу, что удлиняет сроки и существенно увеличивает затраты, что обязательно отразится на цене полиса

Работает система добровольного прямого урегулирования (входит 16 компаний)

Пострадавший получает право обратиться за компенсацией ущерба к своему страховщику ответственности – т.е. вводится система обязательного прямого урегулирования (фактически эта норма становится обязательной для всех членов МТСБУ)

Выплата за моральный ущерб в связи со смертью близкого человека – 12 минимальных зарплат

Выплата за моральный ущерб в связи со смертью близкого человека – 25 минимальных зарплат

За нарушение сроков выплат к страховщику применяются штрафные санкции – двойная учетная ставка НБУ за каждый день просрочки

Будут взыматься штрафы в пользу пострадавшего в размере 20% от суммы просроченного (недоплаченного) страхового возмещения. Поскольку получатель – пострадавший, страховщики боятся, что это может создать волну потребительского экстремизма, когда отдельные юристы ради «доплаты», которую рассчитает их эксперт, в 1 тыс. грн. пойдут в суд и заставят СК оплачивать юридические издержки и судебные расходы на 10 тыс. грн. и более

Выплаты за компании, прекратившие работу на рынке или выполнение своих обязательств, производятся после завершения процедуры банкротства страховщика или его ликвидации

Выплаты будут производиться после начала процедуры банкротства и/или в случае прекращения членства страховщика в МТСБУ в связи с невыполнением обязательств

Отменят франшизу

Авторы документа, среди которых главы налогового и финансового комитета Рады, предлагают также сократить срок для принятия решения о выплате или отказе до 10 дней. А также вводят понятие «упрощенной процедуры»: если страховая компания сможет в течении тех же 10 дней достичь с потерпевшим согласия о размере и способе выплаты. Наконец, законопроект настаивает на запрете практики брать с виновников аварий франшизу. Все 100% ущерба (в рамках установленного лимита ответственности) должны выплачивать страховщики.

Водителям приготовили изменения в ПДД

«Практика показывает, что франшиза - это фактически прямой ущерб потерпевшего. Получить эту сумму с виновника ДТП возможно только при его доброй воле или через суд, что часто не имеет смысла из-за сложности и стоимость процедуры. Поэтому к 2020 году размер франшизы не сможет превышать 2 тыс. грн., А после 2020-го ее отменят, и страховщики будут платить пострадавшим 100% суммы ущерба в пределах лимита (страховой суммы), которая в случае принятия законопроекта, будет меняться ежегодно», — рассказала UBR.ua замглавы правления СК Арсенал Страхование Марина Авдеева.

Лимит страховой суммы предложено установить:

  • С 1 января следующего года на уровне 1 млн. грн. на одного пострадавшего и 20 млн. грн. на один страховой случай вне зависимости от количества пострадавших.
  • Затем он каждый год будет повышаться, пока не достигнет к 2025 году отметок в 20 млн. грн. и 100 млн. грн. соответственно.

Аналогичный график предусмотрен и для минимальной суммы возмещения за ущерб имуществу потерпевших на один страховой случай:

  • В 2020-м размер возмещения может составить 500 тыс. грн. на одного потерпевшего (макс. 2 млн. грн. на один страховой случай).
  • После ежегодного повышения, в 2025 году он вырастет до 8 млн грн. на одного потерпевшего (макс. 16 млн. грн. на один страховой случай).

Что будет с ценами

Возникает резонный вопрос – приведет ли такое увеличение страховых сумм к пропорциональному росту стоимости полиса. В действующем законе прописан диапазон коэффициентов, влияющих на стоимость полиса и порядок их применения. То есть, фактически цена полиса остается регулируемой. Проект же меняет порядок расчета стоимости страховки – фактически устанавливается свободное ценообразование каждой страховой компанией. На стоимость полиса будут влиять прежде всего убытки и расходы каждой конкретной СК.

Полиция застрахует «приусы» и не только на 3,9 млн. гривен

«С увеличением страховой суммы будут расти и платежи, но это не будет пропорциональное увеличение. Более того, мировая практика показывает, что после перехода на свободное формирование страховых платежей по автогражданке, стоимость полиса начинает снижаться из-за конкуренции. На сегодняшний день, средняя выплата за ущерб по имуществу составляет около 18 тыс. грн., а по жизни и здоровью – 25 тыс. грн. С принятием данного законопроекта эти суммы скорее всего несколько увеличатся, но не очень значительно. А потому увеличение страховой сумы не должно значительно повлиять на стоимость полиса», — заметил в беседе с UBR.ua основатель проекта iCar.Expert Юрий Щупак.

Так или иначе, говорят эксперты, стоимость автогражданки будет расти вне зависимости от того, примут новый закон об ОСАГО или нет. К примеру, если в 2017- м средняя стоимость полиса составляла 505 грн., то уже в прошлом году она поднялась до 580 грн. (Средняя цена просчитывается от большого количества пенсионеров и льготников, платящих только 50% стоимости. Реально полисы стоят 1-1,5 тыс. грн.). Иными словами, удорожание в 15% произошло без всяких законодательных изменений. Такой же органический рост в пределах 15-20% эксперты закладывают и на 2019 год.

Как рассказали UBR.ua в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины (МТСБУ), водители готовы платить больше. Согласно их исследованию, такой рост цен потребители оценивают, как некритичный. И в случае введения прямого урегулирования, повышения лимитов выплат без износа, они готовы платить на 20-30% больше, чем сейчас.

Не хотят чинить старые авто

«С точки зрения водителей, законопроект только повышает уровень их страховой защиты. Получать выплаты они станут быстрее. Кроме того, автовладелец получает право обратиться за компенсацией ущерба к своему страховщику ответственности – т.е. вводится система обязательного прямого урегулирования. Вопрос в том, насколько готов каждый страховщик к более строгим требованиям относительно выполнения обязательств перед пострадавшими, к более грамотному риск-менеджменту, андеррайтингу (оценка рисков при формировании страхового портфеля), формированию резервов. Мы понимаем, что, например, «выплаты без учета износа» означают увеличение сумм компенсаций, и как следствие – повышение цен на полисы», — подметил в беседе с UBR.ua гендиректор Ассоциации страхового бизнеса Вячеслав Черняховский.

Страховщиков обязали быстрее платить украинцам по полисам

Также на практике у страховщиков могут возникнуть ряд вопросов по способу расчета размера страхового возмещения без учета физического износа автомобиля. С одной стороны, в Европе вообще отсутствует понятие износа, там страховые возмещают 100% стоимости ремонта. Однако средний возраст автомобилей, скажем, в Германии в 2016-м составлял 9,2 года. А в тот же момент в Украине – 19,6 лет. Как быть с этим нюансом – законопроект ответа не дает. Между тем, он может существенно увеличить расходы страховых.

«Страховщику придется возмещать стоимость ремонта, которая будет почти приравниваться к стоимости данного автомобиля», — заметила в разговоре с UBR.ua Марина Авдеева.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: осаго франшиза законопроект расходы цена стоимость верховная рада автогражданка правила выплаты мтсбу износ
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 6130
Loading...