В случае успеха законопроекта №3356 в Верховной Раде, с июля 2021 года бензин, производимый и реализуемый в Украине, должен на 5% состоять из биоэтанола. Реформа, инициированная депутатом от "Слуги народа" Олегом Семинским, помимо улучшения экологии, также поспособствует частичному замещению нефтяного импорта, поддержит сельское хозяйство и спиртовую промышленность. Энергетический комитет Верховной Рады рекомендовал парламентариям принять постановление в первом чтении.

Украинские АЗС подняли ценники на автогаз

Отечественные нефтеперерабатывающие компании, последовательные противники биоэтанольной квоты, аргументируют свои возражения целым рядом причин: начиная от негативных эффектов совместного использования бензина и спирта для автодвигателей, дороговизны биоэтанола, и заканчивая несоответствием продвигаемого законопроекта европейскому законодательству. В ЕС, заявляли в крупнейшей нефтеперерабатывающей компании страны "Укртатнафте", уже сейчас ограничивается использование сельхозкультур для производства топлива.

Резкое замещение бензинов биоэтанолом из-за и так сокращающегося рынка также приведет к закрытию Кременчугского НПЗ, которым владеет "Укртатнафта", и еще более сильной, вопреки желанию законодателей, зависимости от российского энергоимпорта. В позициях сторон разбирался UBR.ua.

После реформы: цена бензина и экология

Законопроект, предлагающий сделать биоэтанол обязательным компонентом в бензинах, подразумевает установление доли спирта в топливе с 1 июля 2021 в 5% с последующим ее увеличением до 6% в 2022 году и до 7% в 2023 году. Новое правило будет иметь и исключение, под которое подпадают бензины с октановым числом 98 и выше, а также бензины, которые поставляются для нужд Министерства обороны, Государственного резерва и для создания минимальных запасов нефти и нефтепродуктов.

Украина начала существенно наращивать запасы нефтепродуктов

Такое решение, согласно заявлению "Укртатнфаты"(компания критиковала и предыдущий вариант законопроекта, впрочем, устанавливающий то же процентное соотношение спирта в бензинах), в первую очередь негативно скажется на кошельке потребителя: стоимость бензина, который из-за падения цен на нефть упал в три раза до $180 за т, обязательно вырастет в виду дороговизны биоэтанола, который как на европейском, так и на украинском рынках превышает $600 за т.

Опрошенные UBR.ua эксперты не подтвердили возможность удорожания бензина вследствие добавления биоэтанола. Так, по мнению эксперта нефтерынка Александра Киримова, "учитывая цены биоэтанола на украинском рынке, при смешении их с бензином, это не приведет к удорожанию конечной смеси".

Исполнительный директор Украинской ассоциации производителей биоэтанола Тарас Мыколаенко привел свои аргументы в опровержение позиции "Укртатнафты", назвав ее манипулятивной. По словам эксперта, в подешевевший европейский бензин уже заложена стоимость биоэтанола.

"На данный момент в странах ЕС потребление биоэтанола высоких концентраций достигает 20%. В целом 85% европейских бензинов – это бензины с добавлением 5% биоэтанола. $180 за т – это уже стоимость бензина с биоэтанолом по 600 евро", – объясняет свою точку зрения Мыколаенко.

Цены на дизель резко пошли вверх впервые с начала карантина

Для достижения таких высоких показателей в ЕС вводились общеевропейские обязательства для стран-членов, устанавливаемые отдельными директивами. Нормами последней из них, RED 2 или 2018/2001, ставящей целью к 2030 году довести уровень использования энергии из возобновляемых источников до 32% во всех сферах деятельности, и до 14% – в транспортном секторе, подкрепили свою позицию и в "Укртатнафте".

Как говорится в заявлении компании, директива стимулирует использование биотоплива так называемого "второго поколения", то есть, произведенного из непищевых остатков культурных растений, древесины и водорослей, а также других компонентов, которые непригодны для дальнейшего производства пищи. Более того, как указано в сообщении, использование этанола первого поколения, произведенного из зерновых культур, в качестве топливных компонентов ограничивается 1%.

Использование зерновых не по назначению, в условиях недостатка пищевой продукции и пандемии, является аморальным и несомненно приведет к их удорожанию, подчеркивают в нефтяной компании "Укртатнафта".

В ответ на это Тарас Мыколаенко заметил, что для Украины, ежегодно экспортирующей только в Китай 3-4 млн т зерна для местных потребностей в производстве того же биоэтанола, аргумент о продовольственном кризисе звучит странно. В Украине второй год подряд урожай превышает 70 млн т, из которых, отмечает Мыколаенко, 5% – неликвидное сырье, которое непригодно для дальнейшего пищевого производства. Именно оно и используется для производства биоэтанола.

Цена на бензин в мае рухнет. Чем это грозит гривне

В целом, если бы украинские заводы производили биоэтанол только из зерновых культур, то для этого потребовалось бы около 400 тыс т зерна. Украинский урожай способен 9-кратно удовлетворить эти потребности, привели свои оценки в "Укрбиоэтаноле". Впрочем, на сегодняшний день большая часть украинских спиртовых заводов, способных производить биоэтанол (всего в стране 11 таких предприятий, как на базе ГП "Укрспирт", так и на базе одноименного концерна, поясняет Мыколаенко) используют в качестве сырья остающуюся после переработки свеклы мелассу.

Даже без учета приведенных фактов, как рассказывает Тарас Мыколаенко, европейское законодательство не запрещает производить биоэтанол из пищевых культур в более чем 1%.

"В Европе существует норма, согласно которой производство биоэтанола стимулируется льготами, если использование пищевого сырья для отрасли не превышает 7%. Если выше – это не запрещено, но прекращается дотирование", – объяснил представитель украинских производителей биоэтанола.

Основной же неточностью в заявлении "Укртатнафты", по мнению эксперта, является разделение биотоплива на первое и второе поколения. Как отмечает Мыколаенко, в упомянутой директиве критерием оценки биоэтанола является количество выбросов парникового газа вследствие его производства.

Заправщики просят сбалансировать акцизы на бензин и автогаз. Как отреагируют цены

"В законодательстве ЕС градация заключалась в следующем: до 2015 года экономия выбросов при полном производственном цикле должна составить 50%, после 2015 года – 60%, – поясняет Мыколаенко, – В Украине уже сейчас существует три завода, которые при производстве биоэтанола сжигают не газ, а пеллеты, то есть, используя в производственном цикле возобновляемые источники энергии. Такое производство экономит 80-90% парниковых выбросов", – подытожил эксперт.

Вредно ли для авто и почему нефтекомпании против биоэтанола

Одним из негативных последствий использования спирта в качестве топлива может стать, по мнению представителей "Укртатнафты", технический вред для автомобилей. Так, использование этанола может привести к повышенной коррозийной активности, ухудшить смазочные и противоизносные свойства, снизить теплоту сгорания топлива, привести к вероятности образования паровых пробок в топливной системе, расслоению спиртобензинових смесей и присутствию воды.

Александр Киримов выразил обратное мнение, отметив, что все современные автомобили могут работать на топливе с содержанием этанола до 20%, исключая машины производства 20-30-летней давности.

Украина снова начала завозить топливо из РФ – СМИ

В свою очередь Тарас Мыколаенко заметил, что, несмотря на более низкую теплоту сгорания этанола относительно бензина, негативный эффект нивелируется за счет повышения октанового числа при сохранении доли спирта в топливе до 10%. Он также добавил, что еще в 1976 году в 11% норма биоэтанола была внедрена в Бразилии, а с 2000 года, после внедрения экостандарта Евро-3, все автомобили европейского производства должны справляться с высоким содержанием этанола в топливе.

"Биоэтанол – октаноповышающая добавка, улучшающая качество топлива. Между тем, из-за этого долгое время сама "Укртатнафта" была одним из наибольших потребителей биоэтанола. Дело в том, что при переработке нефти для производства бензина нужно повысить базовую нефтяную фракцию. Для этого может использоваться биоэтанол, а также метил-трет-бутиловый эфир (МТБЕ), который Украина практически не производит, а импортирует. Однако с момента удешевления нефти МТБЕ на рынке также стал дешевле, чем биоэтанол, после чего его стало выгодней использовать при нефтяной переработке", – пояснил Мыколаенко одну из причин, почему нефтяные компании противятся биоэтанольной квоте.

Впрочем, как отмечает Александр Киримов, основная причина опасений нефтяных компаний в том, что они не могут контролировать цену на биоэтанол, производство которого не задействовано в их вертикально-интегрированных цепочках.

Украина досрочно возобновит экспорт спирта

"Когда ты не можешь спрогнозировать, сколько завтра будет стоить этот продукт, доставят ли тебе его, в каком объеме, будет ли избыток или дефицит, ты испытываешь опасение. Биоэтанол – побочный продукт спиртопроизводящей отрасли, а мы в последнее время видели резкий всплеск цены на такие продукты, в связи с ажиотажным спросом на антисептики, а после – такое же резкое падение спроса. Это неконтролируемость в цене сырья может внести спекулятивную составляющую и на рынке нефтепродуктов", – объясняет Киримов.

Энергонезависимость и судьба нефтеперерабатывающей отрасли

Опасение "Укртатнафты" попасть в еще большую энергозависимость от РФ вследствие внедрения биоэтанольного закона, Тарас Мыколаенко также назвал необоснованным. По его словам, наши производители нефтепродуктов, "среди которых всего два крупных завода – Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ", – не в полной мере удовлетворяют нужды страны в топливной продукции, основную часть которой Украина до сих пор импортирует. При этом, даже собственное производство осуществляется из российского сырья.

По расчетам "Укрбиоэтанола", за счет замещения 5% бензина собственным биоэтанолом, внутри страны можно сохранить порядка $500 млн в год. Эти деньги, считает Мыколаенко, в конечном счете поддержит и нефтеперерабатывающую отрасль, как составляющую всей экономики страны.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: бензин этанол закон рада цены топливо спирт биоэтанол биоэтанольная промышленность
Просмотров: 9915