В Украине будет собственный терминал сжиженного газа. Стоимость проекта 1 миллиард долларов. О его строительстве на территории нашего государства заявил профильный министр Юрий в строительстве L-N-G – терминала – попытка закрепить в Причерноморском регионе за собой статус главного поставщика сжиженного газа. На днях Азербайджан и Грузия подписали соглашение о строительстве схожего терминала.

Для UBR Андрей Нешин

Вопрос строительства в Украине собственного накопительного комплекса сжиженного газа впервые был поднят еще в пять лет назад. Эта тема несколько раз всплывала на заседаниях правительства и СНБО. По мнению экспертов, с появлением терминала в Украине появится вполне реальная возможность для выхода на мировой рынок сжиженного природного газа. Ведь международная торговля этим товаром началась полвека назад. В настоящее время за счет этого источника удовлетворяется около 8% глобальных потребностей в газе. Министр топлива и энергетики Украины, Юрий Бойко на энергетическом саммите в Стамбуле заявил: “Мы будем всячески настаивать в разговорах с нашими российскими партнерами, чтобы газопроводы нашей страны были загружены максимально”. По словам министра, Украина заинтересована в том, чтобы объем сжиженного газа, который будет производиться в Азербайджане, шел в украинский терминал и на территорию Украины.

Где построят терминал и сколько это стоит?

Эксперты говорят, последние совещания в Минтопэнерго указывают на договоренности с солидными партнерами, относительно строительства терминала. Это Канадская и Японская компании. Кроме того эти компании являются мощными трейдерами на рынке сжиженного газа. В качестве возможного места расположения терминала предложены три порта - Феодосийский, Южный, Очаковский. Мощность терминала будет на уровне 10 миллиардов кубических метров в год. Таким образом, по своим размерам и мощности он должен стать одним из крупнейших в Европе. Затраты на строительство самих мощностей по регазификации оцениваются в 800 миллионов долларов. А с учетом всей сопутствующей инфраструктуры - более 2 миллиардов долларов. Можно строить и так называемые оффшорные терминалы, т.е. вынесенные непосредственно в море, а оттуда по подводным трубам уже подавать готовый газ в общую систему. Их стоимость приблизительно $1 млрд. Такие площадки могут рассматриваться возле Усть-Дунайска, Приморска, Ильичевска и Железного порта. Профинансировать строительство может государство, бизнес (заинтересованный в поставках), ЕС. По словам министр Юрия Бока, строительство терминала очень быстро окупается. "У нас есть программа с Евросоюзом, в рамках этой программы общая сумма финансирования около 3 млрд. И как раз один из проектов мы будем предлагать вот этот", - заявил он. По словам г-на Бойка, уже состоялись переговоры с азербайджанскими партнерами, которые с Румынией и Болгарией строят терминал сжиженного газа в Куле в Грузии.

Даже если терминал будет, будет ли для него газ?

По словам министра топлива и энергетики Юрия Бойка, Украина будет закупать у Азербайджана 5 млрд куб. м газа на первом этапе, и еще пять, суммарно 10, на втором.. Денис Саква, старший аналитик инвестиционной компании в эксклюзивном интервью для UBR сказал: “Главная проблема в том, кто будет поставлять этот газ. Что бы ни получилось так, что Украина построит крупный газовый терминал и его будет нечем загрузить”. К тому же любой терминал по сжижению природного газа - это еще и большие газохранилища, которые дают возможность регулировать поступление голубого топлива в систему и использовать дополнительные ресурсы в периоды пикового потребления. Эксперты говорят, промежуток между разработкой проекта и началом строительства должен занять 2-3 года. Если же конкретное решение относительно украинского терминала не будет принято в течение ближайшего года - мы можем потерять преимущества, связанные с текущей ситуацией на мировом рынке сжиженного газа. Западная Европа, имея 18 L-N-G-терминалов, в ближайшее время введет еще не менее 10. Вовсю начинает строить и Восточная Европа, отмечает издание. Кроме того, Латвия, Эстония и Болгария проводят предпроектные исследования. А Франция уже огласила планы по строительству четырех новых терминалов в период 2013-2015 гг. общей мощностью 33 млрд. кубов.

От терминала к клиенту

При нынешней ситуации на рынке сжиженного газа стоимость его транспортировки составит $65 за 1 тыс. куб. м ($10 - сама транспортировка в метановозе, $25 - регазификация, $30 - возврат кредитов). Сам сжиженный газ на спотовых рынках стоит около $130. И в ближайшее время, по прогнозам, будет дешевле трубного. Кроме того, позитивное решение о начале строительства L-N-G -терминала даст возможность загрузить мощности наших судостроительных заводов. Для перевозки 10 млрд. кубов необходимо четыре транспорта объемом 120-140 тыс. куб. м. Но. не следует забывать и о том, что нынешняя выгодность импорта L-N-G по сравнению с трубопроводным газом носит временный характер. Рыночное ценообразование на этот ресурс характерно только для США и Великобритании, для остальных стран стоимость сжиженного газа определяется по формуле, учитывающей ставки на фрахт судов-газовозов, стоимость нефти, нефтепродуктов и других энергоносителей. В действующих в настоящее время в Европе долгосрочных контрактах на импорт сжиженного газа предусмотрен меньший лаг, чем в договорах с “Газпромом”, отчего этот продукт и подешевел раньше, чем российский.

Перспективы сжиженого газа

В течение 1995-2005 гг. объемы международной торговли сжиженным природным газом увеличивались в среднем на 7,4% в год, однако в период 2008-2012 гг. ожидался настоящий прорыв с 30-35% расширением поставок. По прогнозу корпорации ExxonMobil (одного из крупнейших игроков на мировом рынке LNG), доля сжиженного газа в мировом газовом балансе к 2030 г. должна возрасти вдвое, примерно, до 15%. Рост вызван рядом факторов. Во-первых, в мире стабильно увеличивался (до осени 2008 г.) спрос на газ. Экономики США, ЕС, Китая, других стран Восточной Азии требовали все больше этого эффективного и экологически чистого энергоносителя. Во-вторых, повышению цен на нефть способствовало подорожание природного газа. Проекты строительства крупных заводов по сжижению газа, импортных терминалов, специализированных судов-газовозов становились все более рентабельными. В-третьих, снизилась и стоимость этих проектов. До недавнего времени создание инфраструктуры для экспорта и импорта LNG было крайне сложным и дорогостоящим предприятием, а сам сжиженный природный газ из-за высоких капитальных и транспортных расходов был намного дороже трубопроводного.

Сколько времени будем строить?

Денис Саква, старший аналитик инвестиционной компании говорит: “В первую очередь строительство терминала позволит диверсифицировать поставки газа в Украину. Так как на данный момент других поставщиков в Украине нет. Соответственно в страны появится дополнительный козырь в переговорах с Газпромом в обсуждение цен и условий поставки”. Если правительство Украины считает своей приоритетной задачей именно диверсификацию поставок природного газа, лучшего варианта, чем строительство терминала, пока не существует и вряд ли возникнет в будущем. Вопрос только в том, сможет украинская власть прийти к какому-либо решения в отношении этого долгосрочного проекта, для реализации которого потребуется не менее 7-8 лет.

Теги: газ нефть бойко набукко
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4089
Загрузка...
Загрузка...