Прорыв Украины на российском газовом фронте может способствовать потеплению отношений между Россией и ЕС в энергетической сфере. Субботний визит Виктора Януковича в Москву и последовавшие за этим переговоры глав энергетических ведомств (коим по сути можно считать Газпром) дал основания ожидать выхода из "виртуального газового тупика" в котором оказались российско-украинские взаимоотношения за последние несколько месяцев. Виртуальном, поскольку нагнетание панических настроений вокруг "газового вопроса" должно было содействовать росту доверия электората двух стран накануне парламентских и президентских выборов.

Валентин Землянский специально для UBR.UA

Вторая волна кризиса сыграла на руку Украине

Как уже прогнозировалось, стороны давно пришли к необходимой экономической модели взаимоотношений в газовой сфере. Но правила политической борьбы, не позволяли интегрировать эту модель в переговорный процесс, который вышел на уровень глав государств и правительств.

Не исключено, что отправной точкой для возврата за стол переговоров и перехода с языка политических угроз и требований к конструктивному экономическому диалогу, стала угроза второй волны экономического кризиса. Определенно, что потери сторон от взаимных экономических санкций и нереально высоких цен на газ намного ощутимее отразятся на рейтингах главных фигур избирательных кампаний, чем виртуальная российско-украинская "газовая война" до победного конца.

Не последнюю роль в столь благоприятном разрешении "газового клинча" сыграл и Европейский союз в лице еврокомиссара по энергетике Гюгтера Оттингера. Напомним, что не так давно, Г.Оттингер выступил с резкой критикой намерений "Газпрома" приступить к практической реализации проекта строительства газопровода "Южный поток". По сути, еврокомиссар дал понять, что Европу не устраивает российский вариант транспортировки энергоносителей из Каспийского региона, который противоречит приоритетному для ЕС газопроводу "Набукко". Параллельно, чиновник ЕС неоднократно высказывал поддержку Украине в ее стремлении создать наиболее благоприятные и прозрачные условия для транзита российского газа в страны Европы. Таким образом, Украина получила со стороны ЕС косвенную поддержку своей позиции в газовом споре с Москвой.

40/40/20

Еще рано говорить об итогах переговоров до их официального оглашения. Вместе с тем, наиболее вероятным это будет решение о создании трехстороннего газового консорциума либо СП по управлению украинской ГТС. Произойдет это, скорее всего, уже после реорганизации НАК "Нафтогаз Украины" и выведении ее дочки "Укртрансгаз" в самостоятельное предприятие. Основным существенным моментом является распределение долей, поскольку Россия и Украина должны получить паритетные доли, даже, если они будут превышать европейскую. К примеру, распределение 20/40/40, когда РФ и Украина будут иметь по 40%, а европейская кампания 20%, будет более чем достаточно для сохранения статус-кво между мажоритарными акционерами, европейские 20% – вполне хватит для того, чтобы выступить в качестве третейского судьи в случае возникновения спорных моментов.

Трехстороннее СП модернизирует украинскую ГТС

Главным же аргументом в пользу такого развития событий, может стать возможность Украины выступить в качестве миротворца в наметившемся противостоянии ЕС и России в вопросах новых маршрутов транзита газа. Высока вероятность, что трехстороннее СП будет гарантировать не только защиту транзита российского газа по территории Украины от политических рисков, но и займется вопросами модернизации украинской ГТС в части расширения ее пропускной способности.

Тот же приснопамятный газопровод Новопсков-Александров Гай-Ужгород, строительство которого планировалось еще в 2003 году, может увеличить пропускную способность украинской ГТС на 30 млрд. куб. метров. Еще 40 млрд. кубометров – это уже существующие мощности, которые в последнее время простаивают из-за недостаточного объема транзита российского газа по украинском маршруту. Такой транзитный потенциал сопоставим по объему с пропускной способностью всех 4-х ниток Южного потока и может быть введен в строй уже в ближайшее время, а существующие мощности украинской ГТС – хоть завтра.

При этом, Украина вполне может заявить о необходимости своего включения в схему транзита газа, когда российский либо среднеазиатский газ будет приниматься на восточной границе Украины, транзитироваться Консорциумом и реализовываться потребителям на западной границе. Сам же Консорциум будет выступать гарантом бесперебойности транзита и выполнения всех контрактных условий.

Включение России и Европы в управление отечественным транзитным потенциалом, может стать тем недостающим звеном, которое позволит отказаться от дорогостоящих глубоководных проектов транспортировки среднеазиатского газа в Европу в пользу расширения и модернизации уже существующих сухопутных маршрутов и изменения позиции чиновников ЕС в отношении газовой политике Кремля.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: газ ес газпром гтс южный поток нак "нафтогаз украины"
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 2370