Все поставки дизтоплива из России в Украину остановлены. И по железной дороге, и по нефтепродуктопроводу. А для справки, Россия контролировала 32% украинского рынка ДТ. Об этом сообщил на своей страничке в Facebook директор консалтинговой компании "А-95" Сергей Куюн, передает AUTO-Consulting.

По мнению Сергея Куюна, эмбарго России на экспорт дизтоплива в Украину, скорее всего, связано с процессом выстраивания россиянами полностью контролируемой вертикали этих поставок. Цель – контроль, как за использованием ресурса, так и за тем, чтобы заработок на этих поставках оставался у правильных людей. Кроме того, через новых контрагентов будет усилен контроль за использованием российского продукта в Украине в военных целях. Отдельным вопросом остается использование средств, собранных с украинского рынка. Они могут пойти на финансирование нужных Кремлю украинских политических партий и движений, либо восстановление Донбасса (с противоположной стороны от линии разграничения).

Но, дефицита дизтоплива, как сообщил Куюн, он не прогнозирует. В прошлом году для автомобилистов замена российского продукта на польский, литовский и "морской" прошла вообще незаметно. Продукт у производителей есть, но на его закупку понадобится 2-3 недели.

Примерно такого же мнения придерживается и директор департамента стратегического маркетинга компании State Oil, которая осуществляет хозяйственную деятельность и бизнес-процессы на автозаправочных комплексах под брендом "БРСМ-Нафта" Александр Мельничук. Он сообщил, что дефицит в ближайшее время сойдет на нет. В "БРСМ-Нафта" сейчас занимаются замещением объемов из других стран и просчитывают морские поставки. Поэтому, скорее всего, ситуация с остановкой будущих отгрузок не повлияет на наш рынок.

А учитывая то, что поставки законтрактованных объемов продолжаются, то в октябре нефть должна пойти на Белорусские заводы в полном объёме и Мозырь с Нафтаном полностью перекроют нехватку. Также нужно брать во внимание, что автомобильный и сельскохозяйственный сезоны на стадии завершения.

Относительно потенциально возможного роста цен на дизтопливо, эксперты также были единодушны. Сергей Куюн сообщил, что здесь многое будет зависеть от того, как быстро восстановятся поставки из России и в каком объеме. Не исключено, что по отдельным контрактам работа реанимируется уже на днях. Учитывая, что мы на пике потребления, скорее всего пару-тройку недель будет определенная ценовая турбулентность. Но главное, что предпосылки к росту цены на дизтопливо, возникли еще до российского эмбарго. Поэтому, подорожания вряд ли получится избежать. На сегодняшний день потенциал роста, по мнению господина Куюна, около 1-1,5 грн/л.

По мнению Александра Мельничука, рост цены дизеля будет незначительным. И, по сути, этот рост уже идёт вторую неделю во многих сетях АЗС. Но этот рост не усилится, если, конечно, гривна не продолжит свою девальвацию.

О влиянии курса гривны на цену нефтепродуктов рассказал и заместитель директора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев. В частности, господин Рябцев считает, что хотя девальвация гривны и приостановилась, сформированный этим экономический потенциал для роста цен никуда не исчез. Несколько региональных сетей уже дали слабину, подняв стоимость дизельного топлива на 20-80 коп. Их действия были обусловлены подорожанием цистерновых партий нефтепродуктов на европейских торговых площадках (на 11-13% за месяц) и сокращением количества оптовых предложений (на 30-50%), вызванных перебоями с железнодорожными поставками белорусского ресурса, переносом плановых прокачек по нефтепродуктопроводу ДП "Прикарпатзападтранс" и проблемами с таможенным оформлением российского топлива.

В то же время, ведущие импортёры, ограниченные в реакции на негативные изменения рыночной конъюнктуры, уже несут потери. Впрочем, сокращение наценки, считает Геннадий Рябцев, пока ещё можно компенсировать уменьшением величины скидок, предоставляемых лояльным клиентам и достигающих тех же 2,50 грн/л, что и расчётный потенциал для роста цен, сформировавшийся к 10 сентября. Учитывая это, если курс стабилизируется на отметке 26,70 грн за $1, а нефтяные котировки не превысят $50/барр., индикативные цены дизельного топлива в ближайшее время вырастут лишь в местных сетях (что означает повышение средних по рынку до 19,75 грн/л).

Сергей Куюн в происходящем видит даже позитив. Это – еще одно напоминание о том, что необходимо выстраивать диверсифицированный рынок энергоносителей и постепенно уходить от российских поставок. Кроме того, необходимо в обязательном порядке внедрять европейскую практику по созданию стратегических запасов топлива, в том числе самими импортерами. Они должны замораживать четко установленную часть своих поставок на хранении. Если бы такая норма сегодня работала, можно было бы вообще не волноваться по поводу происходящего. Этого запаса хватило бы, чтобы успеть перестроиться на новые рельсы поставок.

Теги: россия поставки цены дизтопливо эмбарго
Источник: autoconsulting Просмотров: 173