Пару недель назад украинские власти были близки к согласованию параметров сделки по продаже более 50% акций ПАО «Мотор Сич» двум китайским компаниям — Skyrizon Aircraft и Xinwei Technology Group. Однако, в процесс вмешался главный стратегический партнер Украины — США, и теперь все покрыто мраком неизвестности.

Американский след

Посетивший Киев с трехдневным визитом советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон попытался разубедить Владимира Зеленского в целесообразности китайского контракта, припугнув возможными финансовыми последствиями.

Украина выгодно закупает вертолеты в Европе, не поддерживая свое авиастроение

 

В интервью «Радио Свобода», данном по приезду в Украину, Болтон признался, что не собирается встречаться с руководством «Мотор Сич», но затронет вопрос продажи акций предприятия в беседах с украинскими властями.

«Не хочу говорить о конкретных сделках, но действительно считаю, что правительство, которое действует в собственной суверенной сфере, имеет право защищать свою оборонную отрасль и желать благосостояния для украинского народа. Поэтому я думаю, что новая украинская власть президента Зеленского, очевидно, сейчас считает это своим высоким приоритетом, и он должен был бы убедиться, прежде чем операцию такого рода позволят осуществить, что от этого действительно выиграет украинский народ», — заявил советник президента США.

В интервью он также затронул тему реализации геополитического проекта Китая — «Шелковый Путь» и высказал убеждение, что КНР добивается своих целей, в том числе, с помощью коррупции.

«Мотор Сич» вооружает китайскую армию, невзирая на протесты США - фото 2

«Речь идет о долгосрочной стратегии Китая увеличить свое влияние по всему миру, у них — свои представления о том, как должен был бы выглядеть мировой порядок», — сказал Болтон.

«Сначала соглашения Китая могут иметь очень благоприятные условия финансирования, но чуть позже они оказываются не такими благоприятными… китайцы идут на откровенно коррупционные действия во многих странах, чтобы гарантировать коммерческий успех для своих компаний, — цитирует «Радио Свобода» советника Дональда Трампа.

Ответ Поднебесной

Такие высказывания не могли остаться без реакции официального Пекина. В минувшую пятницу посол КНР в Украине Ду Вэй провел пресс-конференцию, на которой прокомментировал высказывания Болтона, в том числе относительно военно-технического сотрудничества и сделки по продаже контрольного пакета «Мотор Сич», которую он назвал «делом частных компаний».

«Мотор Сич» переходит на сокращенную рабочую неделю

«Болтон сильно интересовался китайско-украинским сотрудничеством в сфере военных технологий. Это важная составляющая сотрудничества между нашими странами. Отмечу, США не предоставляли крупных инвестиций в украинскую оборонную промышленность, как и не размещали на ваших предприятиях каких-либо значительных военных заказов. Наоборот, американцы еще и диктуют, что вам нужно делать, безответственно заявляя по поводу сотрудничества Украины с другими странами в сфере военных технологий. Неужели настоящие намерения США — умерщвление оборонной промышленности Украины, уничтожение конкурентов, порождение социальных протестов из-за роста безработицы среди сотрудников вашей оборонной отрасли?», — отметил посол КНР в Киеве.

Как сватали «Мотор Сич»

Между тем, о сделке, вызвавшей эмоциональную реакцию двух супердержав, было известно, как минимум, два года назад.

В мае 2017 года первый вице-премьер министр и глава Минэкономразвития Степан Кубив, побывавший на экономическом форуме в Пекине, сообщил на своей странице в Facebook, что «китайская Skyrizon и украинская «Мотор Сич» планируют построить завод в городе Чунцин (центральная часть Китая), где будут производить и обслуживать авиадвигатели по украинским технологиям. А еще компания планирует инвестировать $250 млн. в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей «Мотор Сич».

Заявление Кубива подогрело интерес к запорожскому предприятию. Вскоре выяснилось, что еще 6 апреля 2016 года ПАО «Мотор Сич» получило от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) $100 млн под 0,3% годовых в рамках договора займа от 29 января 2016 года с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. Обе компании связаны между собой отношениями собственности и принадлежат владельцу телекоммуникационного холдинга Xinwei Group — миллиардеру Ван Цзину.

«Мотор Сич» вооружает китайскую армию, невзирая на протесты США - фото 3

Далее в течение 2016 года руководитель и бенефициар «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев продал в совокупности 56% акций этого предприятия доверенным лицам владельца китайской Beijing Skyrizon.

Пять самолетов за 10 лет: «Антонов» обнародовал амбициозные планы

Речь идет о 15,83% акций предприятия, принадлежавших Богуслаеву как физическому лицу. Он также владел 17,3% ПАО «Мотор Сич» через подконтрольную ему Business House Helena и 15,7% через компании ООО Гарант Инвест, ООО Гарант Альфа, ЗАО Торговый дом «Елена», СК Мотор Гарант и другие структуры.

Атака СБУ и русский след

СБУ, узнавшая о сделке слишком поздно, пыталась заблокировать ее. Открыла в июле 2017 года уголовное производство по статьям «диверсия» и «подготовка к преступлению». В апреле 2018 года в рамках этого производства на предприятии прошли обыски и изъятие документации.

Однако, предъявить что-либо реальное владельцу запорожского моторостроительного холдинга в СБУ не смогли. По версии следствия, через Китай запорожские двигатели, которыми комплектуются российские вертолеты, в том числе боевые, могли поставляться в РФ.

При этом, именно украинские власти, запретив «Мотор Сич» торговать со страной-агрессором даже продукцией двойного назначения, толкнули предприятие в объятие Китая.

Легендарные двигатели

Между тем, другого емкого рынка, как российский, для «Мотор Сич» не существует. С середины 70-х гг. прошлого века двигателями серии ТВ3-117 комплектовались гражданские и военные вертолеты Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ми-35, Ка-27, Ка-28, Ка-31, Ка-32. Всего было выпущено более 2 тыс. двигателей. И все эти машины нуждаются либо в замене, либо в ремоторизации.

После распада СССР «Мотор Сич» продолжила работы над модификацией этой серии, в том числе для самолетов Ан-140.

В 2010 году вертолет Ми-8МТВ с двигателями модификации ТВЗ-117ВМА-СБМ1В установил мировой рекорд, поднявшись на высоту 8100 метров за 13 минут. Оснащенный такими же двигателями вертолет Ми-24 поднялся на высоту 5000 м. за 9 минут.

В 2013 году вертолет собственной разработки «Мотор Сич» — Ми-8МСБ с двигателями ТВ3-117ВМА-СБМ1В 4Е, установил мировой рекорд высоты для вертолетов — 9150 м.

В Беларуси возбудили дело против менеджмента украинской "Мотор Сичи"

Украинскими двигателями комплектовались российские вертолеты, поставлявшиеся в Индию, Китай и другие страны.

«Мотор Сич» вооружает китайскую армию, невзирая на протесты США - фото 4

В то же время, по программам импортозамещения и на случай обострения отношений с Украиной, российские предприятия вели разработки собственных новых двигателей на замену украинским. Поэтому возможности «Мотор Сич» на рынке РФ были все менее определенными.

«Укроборонпром» подключился

Китай оказался самой заинтересованной стороной в украинских двигателях. Ведь только в вертолетном сегменте потребности Поднебесной оцениваются, как минимум в 1 тыс. машин и более 2 тыс. двигателей.

Самым же серьезным аргументом в деле против Богуслаева оказалась продажа акций ПАО без уведомления Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Но и в этом направлении произошли некоторые подвижки.

Недавно стало известно, что еще в 2018 году китайский инвестор и украинские власти договорились о совместном управлении моторостроительным предприятием, заключив договор о сотрудничестве между Украиной в лице госкорпорации «Укроборонпром» и группами компаний Skyrizon и Xinwei, который прошел независимую экспертизу по британскому праву одной из крупнейших мировых юридических компаний. Одна из ключевых договоренностей, согласно этому договору, передача «Укроборонпрому» более 25% акций ПАО.

В июне «Укроборонпром» и китайские инвесторы подали заявление в АМКУ на концентрацию, соответственно, более 25% и более 50% акций ПАО «Мотор Сич» с целью совместного управления и контроля над предприятием. Основанием для этого стало решение СНБО и правительства Украины. Однако, будет ли оно реализовано теперь, после скандального визита и угроз Болтона, неизвестно.

Лоббизм США и виды на «Антонов»

Некоторые представители отечественного авиапрома склонны считать, что украинские власти вправе проигнорировать требования Болтона.

Так, президент ассоциации «Укравиапром», председатель правления «ФЭД» Виктор Попов в интервью Депо.Харьков, утверждает, что советник по нацбезопасности президента США выступал в Украине не только от лица государства. Но и как лоббист американского авиационного бизнеса, заинтересованного в ограничении реализации украинского авиапотенциала, «которому не интересно, чтобы авиационные двигатели «Мотор Сичи», которые сегодня полностью украинские, использовались неважно, на каком рынке — китайском, индийском, американском. А мы точно знаем, что некоторые двигатели производства «Мотор Сич» являются номером один по техническим характеристикам», — заявил Попов.

Украина выгадает на столкновениях США и Китая в Арктике

По его словам, в ходе визита Болтона обсуждались не только ключевые вопросы деятельности «Мотор Сич», а и вопросы деятельности предприятия «Антонов». А именно ограничение деятельности украинского концерна по созданию для Китая нового мегатранспортного самолета, на котором, как утверждает Попов, потенциально, могут быть установлены либо украинские двигатели «Мотор Сич», либо американские — «Pratt & Whitney».

Других производителей подобной техники в мире попросту не существует.

Укрепляем армию Китая

Украина уже помогла Китаю в создании первого в истории этой страны тяжелого военно-транспортного самолета Xian Y-20, разработанного по аванпроекту КБ «Антонов». Одним из немногих отличий является использование в Y-20 — российских двигателей Д-30КП-2 вместо китайских FWS10-118, производство которых застопорилось.

«Мотор Сич» вооружает китайскую армию, невзирая на протесты США - фото 5

Y-20 разрабатывался с 2006 года, и в 2016 г. два первых самолета были переданы в эксплуатацию ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Но, хотя, как утверждают китайские источники, этот самолет может перевозить большинство боевых и вспомогательных машин НОАК, его грузоподъемность — 66 тонн, почти в два раза уступает грузоподъемности украинского Ан-124 «Руслан». Не говоря уже о характеристиках Ан-225 «Мрія».

В общем, совсем неудивительно, что в КНР считают сотрудничество с Украиной в области создания и комплектации тяжелой военно-транспортной техники очень перспективным. И готовы тратить миллиарды юаней на освоение производства двигателей и самолетов, закупая на первых порах готовую технику и осуществляя крупноузловую сборку в Китае. С постепенной концентрацией всего производства в КНР с поставкой отдельных комплектующих из-за границы.

Авиаслухи и американский интерес

Периодически, информация о таких проектах будоражит мировые СМИ. К примеру, в августе 2016 года один из региональных корреспондентов китайского государственного телеканала ССТV сообщил о достижении договоренности с «Антоновым» о передаче малоизвестной компании из Гонконга технической документации на производство Ан-225 «Мрія». Сообщение перепечатали серьезные мировые издания. Но вскоре информация была опровергнута.

Самолетами и не пахнет. На чем заработает «Антонов» в 2019 году

Сообщают также о практически построенных заводах и готовых к заселению городах для десятков тысяч украинских специалистов, которые сменят цеха «Мотор Сич», «Антонова» и «Южмаша», на специально созданные под них производственные мощности в Поднебесной. Однако, и эти сообщения также остаются домыслами или не находят подтверждения.

По слухам, в настоящее время американское оборонное ведомство готовит для «Мотор Сич» некое предложение по ремоторизации устаревших вертолетов, которое могло бы компенсировать срыв сделки с китайскими компаниями.

Однако, вряд ли кто-то сможет опровергнуть тот факт, что, имея несомненно большее влияние на Украину, чем Китай, США за все годы независимости не смогли или не захотели предложить нашей стране выгодные варианты в сфере производства самолетов и авиадвигателей. В лучшем случае предпочитая сотрудничество с Россией, а в худшем – не без удовольствия наблюдая, как разваливается оборонно-промышленный потенциал бывшего соперника СССР на территории Украины.

Американцы подыграли Китаю

По словам журналиста Андрея Старостина, в 2004 году беседовавшего со старшим вице-президентом крупнейшего в США машиностроительного конгломерата United Technologies Corporation (UTC) и глава United Technologies International (в состав корпорации входит «Pratt & Whitney») Рут Харкин, UTG принципиально не рассматривало возможности участвовать в приватизации «Мотор Сичи». Предпочитая вкладывать деньги в российские «Пермские моторы». Впоследствии этот проект оказался для UTG провальным.

Стратегические ошибки в Украине Старостин склонен относить к политическим разногласиям между демократами и республиканцами. Муж Рут Харкин — Том Харкин в те времена был влиятельным политиком, приближенным к президенту США Биллу Клинтону.

Но как любят говорить сами разработчики прорывных технологий, в том числе оборонных, наилучшие технические идеи и решения являются достоянием не одной страны, а всей цивилизации. Поэтому, отвергнув возможности сотрудничать с украинскими предприятиями в 90-х и начале 2000-х, американские политики сами же отдали их в руки китайцев. Теперь в республиканской администрации Трампа, вступившей в глобальное обострение с Китаем, негодуют по этому поводу и кусают локти.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: авиация авиастроение мотор сич Skyrizon Aircraft Xinwei Technology Group китай сша Джон Болтон Ван Цзин богуслаев двигатели авиадвигатели вертолеты россия антонов укроборонпром
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 5416
Loading...