Трансформация Укроборонпрома (УОП), призванная ликвидировать госконцерн, создать вместо него 6 отраслевых бизнес-единиц и корпоратизировать входящие в УОП компании, проходит со скрипом: часть сотрудников одного из более чем 100 предприятий концерна, ГП "Антонов", переданного под управление УОП в 2015 году, в письме на имя президента заявили о желании выйти из состава объединения.

Письмо стало следствием увольнения президента "Антонова" Александра Донца по результатам проведенного концерном аудита предприятия: Донец был обвинен в неэффективном управлении и использовании имущества завода в личных целях.

"Антонов" впервые за четыре года продал самолет

До этого Донец находился в конфликте с главой УОП Айварасом Абромавичусом, считая, что концерн не обеспечивает завод достаточным количеством заказов, при этом не давая самостоятельно развиваться предприятию. Он также не разделял планов Абромавичуса по реформированию оборонно-промышленного комплекса. В ГП звучали опасения, что трансформация проводится с целью продажи имущества "Антонова" и его дальнейшей приватизации.

В УОП, впрочем, не раз опровергали планы продать завод, настаивая, что корпоратизация этого не предполагает. В то же время там хотят сделать "Антонов" основой авиационного холдинга, одной из 6 создаваемых бизнес-единиц реформированного концерна, – на предприятии должна замкнуться производственная цепочка отечественного самолетостроения. Реформа, убеждены в УОП, запустит работу ныне простаивающего без производства" Антонова" – когда-то превосходившего по числу эксплуатируемых самолетов Airbus и Boing вместе взятые, вспоминал в своем недавнем интервью Абромавичус.

Увольнение – неэффективность или неугодность?

3 тысячи сотрудников авиазавода Антонов вступились за своего уволенного руководителя Александра Донца и в письме, которое передал президенту Зеленскому народный депутат Александр Дубинский, потребовали отменить решение. Сам Донец в обращении на имя директора концерна Айвараса Абромавичуса назвал увольнение незаконным, так как пребывал в это время на больничном.

Укроборонпром возобновляет в Киеве производство пулеметов

Приведшая к увольнению Донца проверка предприятия, которая проходила с 27 апреля по 22 мая, по словам Абромавичуса, саботировалась со стороны менеджмента завода. Однако, как указано в письме глав профсоюзов "Антонова", направленном на имя Зеленского в середине проверки, 8 мая, аудит концерн и вовсе не имел права проводить: согласно собственному уставу, он может контролировать использование средств субъектами хозяйствования, которые берут участие в программах, которые финансируются концерном либо кредитными средствами, по которым концерн выступает поручителем, указывается в письме.

В то же время все нынешние проекты, в числе которых постройка транспортника АН-178 по заказу МВД Перу – первый производственный контракт предприятия за 5 лет, – осуществляются заводом за собственные средства.

Не признавая законность проверки, представители "Антонова" также указывают, что финансовое положение предприятия является стабильным: ежегодно компания завершает год с прибылью и ныне является крупнейшим налогоплательщиком в Киеве. В целом представители ГП считают проверки способом концерна влиять на руководство и трудовой коллектив "неугодных" предприятий. Там также отмечают, что в УОП затягивают с утверждением финплана "Антонова" якобы с целью получить 15% от его деятельности за 2018 год.

Укроборонпром увеличил продажи вооружения за границу почти на 20%

Причина конфликта между членами концерна и его руководством была изначально заложена во время создания УОП, рассказал UBR.ua член авиационного комитета Всеукраинского центра реформ транспортной инфраструктуры (ВЦРТИ) Богдан Долинце. Логика госконцерна была в объединении множества разрозненных структур под единым управлением, но централизация не привела к их совместной эффективной работе, создав почву для коррупционных рисков.

Долинце также отметил, что в итоге концерн стал "чем-то средним между управляющей компанией и государственным органом", среди полномочий получив возможность влиять на деятельность всех компаний оборонного комплекса, в том числе частной формы собственности.

"При этом сам концерн не генерирует доход и может жить только за счет прибыли предприятий, которые в него входят", – отмечает Долинце. Он также указывает, что изымание денег из бюджета сколько-нибудь успешных компаний на поддержание убыточных, а также на финансирование самого УОП, в итоге и препятствует их развитию. 

Укроборонпром представил первый украинский дрон, напечатанный на 3D-принтере

Основой финансовой деятельности "Антонова", отмечает Долинце, являются сверхприбыльные грузоперевозки, осуществляемые под брендом одноименной авиакомпании. Определенную прибыль генерирует и ремонт ранее произведенных самолетов. В то же время средств, вырученных за счет данных видов деятельности, на производство новых машин не хватает.

Одна из причин остановки основной для авиазавода сферы – отсутствие заказов. Айварас Абромавичус со своей стороны отмечал, что заказ на постройку АН-178 компании принес именно УОП, со структурным подразделением которого, компанией Спецтехноэкспорт, и было заключено соглашение. При этом по мнению Абромавичуса, несмотря на прибыльность, "Антонов" зависим от госдотаций – по словам главы УОП, общий размер всех субсидий и льгот для компании составляет около 600 млн грн ежегодно. При этом чистая прибыль "Антонова" по итогам 2019 года снизилась в 3,5 раза – до 447,98 млн грн.

Препятствует производству самолетов система поиска заказчика, которую в предприятии не изменили со времен СССР. "Компания сначала строит самолет, а потом начинает ходить с ним по рынку, спрашивая, кому он нужен", - замечает эксперт ВЦРТИ Долинце. Современная система, использующаяся ведущими авиапроизводителями, заключается в предварительном поиске рынка, заказчика, рассмотрении его требований, выхода на тендер и победы на нем. Лишь после стоит приступать к постройке машины, указывает Долинце.

Укроборонпром рассекретит большую часть госзаказа

Неэффективной работу "Антонова" в комментарии UBR.ua назвал и независимый эксперт в сфере транспорта Владислав Притоманов. "Финансовая отчетность Антонова, а также количество его самолетов, которые эксплуатируют в мире, говорят сами за себя", – отмечает Притоманов. Он, правда, не связывает проблемы с деятельностью конкретного руководителя.

"Можно поставить Илона Маска – он точно также не сможет с Антоновым ничего сделать, потому что 30 лет предприятие планомерно "скатывалось", – считает Притоманов.

"У "Антонова" были шансы стать конкурентным на рынке транспортной авиации в 90-ых и даже в 2000-ых: транспортники АН были востребованы в мире, особенно в африканских и азиатских регионах, где нужны самолеты, которые могут лететь везде, не слишком прихотливы в обслуживании и просты в управлении. Можно было восстановить эксплуатационное обслуживание всех самолетов АН, но все это не делалось 30 лет. Поэтому обвинение конкретного руководителя уже сейчас – это всего лишь охота на ведьм", – убежден Притоманов.

Трансформация – контроль или право продать землю?

15 июня окружной админсуд Киева признал увольнение Донца незаконным, после чего руководство УОП повторно его уволило. Перед этим назначенный временно исполняющим обязанности президента "Антонова" Александр Лось, до этого бывший вице-президентом завода по проектированию, совместно с представителями концерна успел провести встречу с 300 сотрудниками завода.

На встрече, в частности, обсуждались причины увольнения предыдущего руководства, а также было высказано убеждение: распродажа активов предприятия, в том числе в социальной сфере – санаториев, турбаз и оздоровительных комплексов, вопреки фейкам, не входит в планы руководства концерна. Александр Лось также должен возглавить Стратегическую группу реформирования завода.

В рамках реформы "Антонов" должен стать ключевым предприятием, на основе которого состоится формирование государственной авиационной холдинговой компании. Предполагается, что предприятия и отраслевые холдинги после реформы должны изменить форму собственности – она должна быть выбрана как наиболее подходящая для каждого отдельного случая.

Президент "Антонова" добился восстановления в должности через суд

Смысл схемы, предложенной УОП, разработанной за счет французского правительства компанией Ernst&Young, состоит в разделении функций "владения", "руководства и надзора" и "исполнения". Так, деятельность холдинговых компаний, которые будут включать в себе отдельные предприятия, должна координироваться единым центром, который, в свою очередь, контролируется Наблюдательным советом.

Данная модель не устраивает руководителей и часть действующих сотрудников Антонова, так как, по их мнению, сфера выводится из-под контроля Кабмина: его функции будут ограничены назначением членов Набсовета, который, в свою очередь, получает неограниченные полномочия в части отчуждения имущества отдельных госпредприятий, считают в ГП "Антонов". Там отстаивают возможность создания профильного министерства – против чего, как против неэффективного в рыночной экономике "супероргана", выступают в УОП.

Согласно представленной модели концерна, прямо возможность отъема имущества не предусмотрена, хотя большая свобода "бизнес-единицам" будет предоставлена уже на втором этапе реформы – после трансформации, принятия ряда законопроектов (в том числе предоставляющих возможность корпоративизации госпредприятий) и "наведение порядка". До этого момента корпоративный центр УОП, выполняя роль "стратегического архитектора", будет иметь право активно вмешиваться в бизнес-планы холдингов.

Эксперт ВЦРТИ Долинце назвал претензии представителей "Антонова" необоснованными. По его мнению, стратегическая задача Набсовета не означает возможность отчуждать имущество по собственному усмотрению. В то же время контроль результативности госпредприятий должен осуществляться в независимости от того, будет ли он производиться через отдельные постановления КМУ, либо через делегирование данной функции Набсовету.

Богдан Долинце в целом считает реформу соответствующей европейской практике работы оборонной и авиационной отраслей, "когда группы предприятий, которые имеют связанные циклы и цепочки поставок, сливаются в концерны".

"Это так называемая "смарт-специализация", которая очень распространена в Европе: объединенными концернами являются Airbus и британская оборонная компания BAE systems", – приводит примеры Долинце.

Абромавичус опроверг слухи о расформировании "Антонова"

Развитие Антонова начнется не с производства

В "Антонове" опасаются разделения предприятия на несколько направлений – транспортное и производственное. Из-за отсутсвия заказов это может негативно сказаться именно на производстве – лишенных поддержки от грузоперевозок авиаконструкторов в результате может ждать масштабное сокращение. Несмотря на развенчание данной возможности со стороны УОП, реформу в будущем, – когда "Антонов" восстановит серийное строительство самолетов, – провести будет необходимо, считает Долинце.

"Существование "Антонова" длительное время в такой системе, когда они постоянно получают прибыль только от грузоперевозок, приводит к вырождению производственного потенциала", – отмечает Долинце.

"Пока об этом говорить рано, но в будущем было бы логично разделить эти два направления, возможно, в отдельные бизнесы, потому что у них разные цели – у одних осуществление коммерческой деятельности на уровне грузовых перевозок, у других производство, эксплуатация и продажа основной техники", – отмечает Долинце.

Как бы там ни было, конкурировать на рынке самолетостроения с Airbus и Boing "Антонов" вряд ли сможет в ближайшее время, считает Владислав Притоманов. Первоочередной задачей для компании в сложившейся ситуации должно стать восстановление обслуживания разбросанных по миру самолетов, которые еще могут быть интересны на отдельных рынках. В частности, Притоманов отмечает такую возможность для АН-12.

"Их в мире, может, штук 80 где-то стоит. Если их отремонтировать и обслуживать, то они вполне могут летать. 80 самолетов – это уже очень прилично. Как минимум это обеспечит тысячу-полторы рабочих мест, занятых постоянно и при этом – по всему миру. Только после этого можно что-то начинать чертить в Украине", – предлагает Притоманов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: антонов Александр Донец айварас абрамовичус увольнение промышленность укроборонпром
Просмотров: 596