Государственный оператор ГТС — компания «Укртрансгаз» — начал подготовку к первой в истории прокачке природного газа через Трансбалканскую газопроводную систему. «Украинская сторона ведет переговоры по поставкам газа Эмирата Катар, который идет в порты Греции в виде сжиженного газа, LNG. Это поможет Украине обеспечить импорт газа после начала 2020 года, когда РФ, вероятно, приостановит транзит», — заявил директор ООО «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. И добавил, что 26 июня Катар впервые поставил свой газ в ЕС через Грецию, и, в будущем, такие же покупки будет делать и Украина.

Торговые партнеры и цены

Будущий партнер Украины по импорту газа из Катара — оператор национальной ГТС Греции DESFA, с конца 2018 года принадлежит европейскому пулу газотрейдеров: Snam (Италия), Enagás (Испания) и Fluxys (Бельгия). Они объединены в консорциум Senfluga с 60% акций, еще 33% акций греческого оператора принадлежит правительству этой страны.

До этого крупнейшим частным собственником DEFSA была азербайджанская государственная компания Socar.

В Украине найдены новые месторождения нефти и газа

Нынешние владельцы ГТС Греции продвигают на рынок ЕС короткие контракты на поставку дорогого сжиженного газа от ведущих глобальных производителей. Таких как США, Катар, Алжир.

А Socar, в свою очередь, продвигает на европейский рынок долгосрочные контракты на поставку более дешевого трубопроводного газа, производимого Азербайджаном. Продавцы азербайджанских ресурсов вовсю давят конкурентов жестоким демпингом.

Например, в июле цены долгосрочных контрактов на импорт трубопроводного газа в ЕС из РФ в котировках европейских газовых хабов составляли порядка $130-35/тыс. куб м. В это же время каспийские фьючерсы стоили $86,3/тыс. куб м, причем с тенденцией к понижению.

Лишний газ на Юге Европы

На протяжении 2017-2019 годов Украина ежегодно импортировала в среднем порядка 10,3-14 млрд. куб м газа. Он был исключительно российского происхождения и заходил в нашу страну исключительно с западного направления. Очень вероятно, что открытие южного направления с 2020 года сможет исправить такую однобокость. И однобокий импорт Украины, и большая дельта между котировками газа на Юге Европы — это следствие слабой газопроводной инфраструктуры этого региона.

Американцы помогут Украине увеличить добычу газа

Слабые мощности национальных ГТС бьют по интересам рынка Украины. Они не позволяют трейдерам оперативно перенаправлять потоки более дешевых южных поставок на север. И, буквально до 2017-2018 годов, большинство мощностей этой инфраструктуры Юга Европы были на 90-100% законтрактованы «Газпромом» и его партнерами в Евросоюзе. Они попросту не допускали к газопроводам конкурентов.

В последнее время такая кривизна рынка начала исправляться. В частности, поставки в Грецию с Азербайджана за январь-май составили всего 0,6 млрд. куб. м., но до конца 2019 года они достигнут 3 млрд. куб. м., полностью удовлетворив все внутреннее потребление Афин.

British Petroleum рlc. заявила, что через год поставки трубопроводного газа в Грецию из Турции и Азербайджана по новому газопроводу TANAP достигнут 10 млрд. куб м в год.

То есть на юге Европы возникнет профицит газа. К тому же там образуются свободные мощности LNG терминала в Греции, а также двух аналогичных терминалов в Турции: в 2018-ом фиксировал простой 1 млрд. куб м и 4 млрд. куб м в год, соответственно. Совокупно — 15 млрд. куб м.

Даже если вычесть потребление местных рынков, то к 2020 году все равно вырисовывается избыток на уровне 10 млрд. куб м.

Интерес Молдовы и медленная стройка

Как уже говорилось, все мощности газопроводов по направлению с РФ на юг Европы законтрактованы долгосрочными соглашениями. Они в разное время были заключены между тремя сторонами:

  1. газовыми компаниями Балканских стран,
  2. российским «Газпромом»
  3. торговыми агентами РФ в Евросоюзе.

Обеспечить Украине покупки южного газа, нужно так, чтобы «убить двух зайцев»:

  • и получить новый источник импорта,
  • и не уменьшить российский экспорт на юг ЕС.

Украина вместо катарского газа может получить российский - фото 2

Наш «Укртрансгаз» готовился к этой сложной задаче — взялся за проект строительства нитки встречного направления на газопроводе Тирасполь-Исакча. Однако, по данным Европейского энергетического сообщества, срок завершения этого проекта совсем не близкий — 2024 год. Совершенно очевидно искусственное затягивание проекта, особенно в сравнении с ударными темпами в Европе.

Новые изменения в тарифах на газ. Сколько реально заплатят украинцы

Пресса Молдовы предполагает, что сроки украинского проекта Тирасполь-Исакча до недавних пор тормозились исходя из интересов местных политиков и бизнесменов в энергетике и промышленности Приднестровья. При этом всплывали имена компаний Владислава Плахотнюка, бывшего президента Петра Порошенко и владельца ДТЭК Рината Ахметова.

От решений экс-президента Украины, например, напрямую зависело, как на этой сепаратной территории работает крупнейший на Востоке Европы электрометаллургический Молдавский Металлургический Комбинат ММК, крупнейшая в регионе Молдавская ГРЭС российской компании «ИнтерРАО», или Тираспольская газокомпрессорная станция российско-молдавской компании «Молдовагаз». Эти предприятия потребляют поступающий с украинского рынка транзитный металлолом, природный газ и уголь. А «Молдовагаз» помогает Украине в транзите газа на юг.

За исключением ММК, который принадлежит местной администрации, арестовать два других крупных российских промышленных актива под боком у Украины в 2016-2019 годы украинские власти так и не смогли. Это не смог сделать и Минюст Украины по многочисленным санкциям СНБОУ против компаний РФ. Арест также оказался невозможным и для НАК «Нафтогаз Украины». При всем ее очевидном профильном интересе к компании «Молдовагаз», в перечне победоносных достижений по решениям Стокгольмского арбитража против российского «Газпрома», эта компания не значилась.

Российская зависимость

Не сумев арестовать российские активы в Молдове, Украина оказалась в очень щекотливом положении. Если РФ не пойдет на конфронтацию и не прекратит транзит газа через нашу страну с 2020 года, тогда на протяжении всего этого времени «прямой» импорт газа в Украину с южного направления будет невозможен. Возможен будет только импорт по операциям своп-торговли.

Большой газовый дерибан. Кому достанется украинская труба

Трейдеры в портах Греции будут на месте продавать торговым агентам «Газпрома» партии сжиженного или трубопроводного газа, а РФ взамен будет отдавать аналогичный объем топлива по маршруту от украинских Сумской и Харьковской областей до Греции и других Балканских стран. Проще говоря, без новых газопроводов и инфраструктуры, закупки LNG производства Эмирата Катар вряд ли принесут Украине какую-то серьезную пользу. Эти закупки лишь формально увеличат число источников импорта. Но по факту, весь этот импорт останется в руках «Газпрома» либо в руках его торговых агентов из ЕС. Как это происходит сейчас.

«Турецкий Поток» и иранские риски

Еще одна проблема Украины на пути к закупкам газа на юге Европы — санкции. Ведь мы планируем активизировать работу на своп рынке с полномасштабным стартом «Турецкого потока». Где будут менять дешевый дорогой российский газ на более дешевый азиатский. И не обойдется без запретного топлива из Ирана (США недавно продлили санкции против этой страны).

Украина вместо катарского газа может получить российский - фото 3

Например, компании миноритарного акционера «Газпрома» Бидзины Иванишвили или энергокомпании группы «Ташир» Самвела Карапетяна, имеют возможности покупать для Грузии и Армении у Азербайджана газ компании Socar за средства «Газпрома». А российская монополия, в свою очередь, по товарной оплате, может передавать Socar или ее доверенным лицам часть объемов российского газа, который поставляется из РФ на рынки Греции, Болгарии, Украины или Молдовы.

Нафтогаз меняет стратегию добычи газа

Запущенная в этом году нитка №1 газопровода «Турецкий Поток» является «внутренней» и для свопа мало подходит. Это внутритурецкий газопровод. Но когда в 2020 году заработает вторая «внешняя» нитка этого газопровода, экономика «Газпрома» и его партнеров по свопам разрастется.

В начале этого года США и Саудовская Аравия усмотрели в своп-коридорах российских торговых схем угрозу нарушения санкций против Ирана. Ведь благодаря вышеописанным торговым схемам Тегеран получает возможность смешивать свой газ в Турции или Закавказье с газом других производителей чтобы наращивать экспорт вопреки санкциям.

Нынешнее заявление Украины о готовности закупать газ у Эмирата Катар через порты Греции вполне соответствует подобной российской торговой стратегии. Ведь получатели катарского газа в Греции в ходе своп-операций смогут менять его на ресурсы российского «Газпрома» в Молдове, Украине или Турции. Никакой реальной диверсификации при таком раскладе Украина не получит. Ведь проблема профицита газа в Южной Европе растет быстрыми темпами, а проблема дефицита свободных мощностей газопроводов все еще решается медленно.

США не простят иранский газ

Возможные скандалы с нарушением антииранских санкций государствами юго-востока Европы — это существенная угроза, которая будет способна надолго блокировать развитие «Южного Газового коридора» ЕС. Причем вполне возможно, что россияне будут сами провоцировать скандалы вокруг санкций и иранского газа, чтобы лучше продавать свое топливо.

Деньги на трубе: Украина рекламирует свою ГТС, чтобы больше на ней заработать

Чтобы нивелировать такую перспективу, США в 2018 году прибегли к помощи компаний Королевства Саудовская Аравия. Саудиты тогда взялись за реконструкцию ГТС Болгарии. Эта поддержка активизировалась с зимы 2019 года, когда греческая DESFA наряду с Эмиратом Катар, начала принимать танкеры с газом из США.

Очередной такой танкер прибыл на остров Ревитос 1 июня. И уже 16 июня, итало-саудовский консорциум Arkad ABB S.p.A. окончательно оттеснил российские компании от проекта расширения болгарской ГТС. Через европейские суды, саудиты запретили Bulgargaz отдавать еще кому-либо подряды по расширению мощностей. В качестве единственного конкурента саудитов в этом деле, фигурировал европейский строительный консорциум Gas Development and Expansion in Bulgaria, GDEB, c участием трубопрокатных подрядчиков российской газовой монополии.

С июля GDEB над ГТС Болгарии пролетает, так что заявляя о будущих закупках LNG у Эмирата Катар, в Украине было бы неплохо сначала учитывать все эти обстоятельства. Перво-наперво разобраться, почему и из-за кого провисает сегмент Трансбалканской ГТС в Молдове. А то, несмотря на наличие у Украины прямого выхода на Румынию через недостроенную линию Тальное Имаил, молдовский сегмент опять начнет приносить сюрпризы, как в эпоху Порошенко, Ахметова и Плахотнюка.

Во-вторых: до начала реальных шагов к закупкам газа с Юга Европы, было бы неплохо просчитать санкционные риски будущих своп операций. Просчитать хотя бы потому, что объявленная Саудовской Аравией и Лигой Арабских Стран в 2018 году торговая блокада Эмирата Катар стала долгосрочным процессом. Он исходит от растущих международных санкций против Ирана. На пути к обретению реальной независимости от российского «Газпрома», нашей стране надо научиться не попадать в его ловушки ни в Европе, ни в Азии.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: газ природный газ добыча газа укртрансгаз газотранспортная система гтс катар юг европы греция LNG lng-танкер газпром DESFA snam Enagás Fluxys молдова TANAP Тирасполь-Исакча
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 11431
Loading...