Проект по транспортировке каспийской нефти в ЕС через Украину для Варшавы не является приоритетом. Мариуш Общинский, член совета директоров компании PERN Przyjazn (оператор нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в Польше), представил на прошедшем недавно в Сопоте Энергетическом форуме в основные инвестпроекты для диверсификации маршрутов поставок нефти на нефтеперерабатывающие заводы страны, которые заинтересована реализовать PERN в ближайшей перспективе, сообщают "Экономические известия".

Украина надеется, что Польша достроит нефтепровод Одесса-Броды

Планы по достройке по польской территории нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск в этом докладе не упоминались, хотя PERN является участником этого международного проекта, интерес к которому, кроме Польши и Украины, также проявили Азербайджан, Грузия и Литва, выступив соучредителями совместного предприятия "Сарматия".

Футбол против каспийской нефти

В прошлом году Польша заявила, что не намерена финансировать достройку по своей территории участка "Одесса-Броды", который является частью Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК), поскольку значительные средства вложила в сооружение футбольных стадионов для проведения футбольного чемпионата Евро-2012. Президент Польши Бронислав Комаровский назвал условием участия поляков в проекте "экономическую выгоду" и наличие гарантий поставок нефти для "Одесса-Броды". Но Баку до сих пор не подписало с Украиной межгосударственное соглашение, которое бы обеспечило загрузку этого нефтепровода.

Такого же мнения придерживается глава Бюро национальной безопасности Польши Станислав Козей. "Мы не склонны, в отличие от других стран, тратить бюджетные деньги на проекты, которые должны быть самоокупаемыми", — сказал он. По его словам, с точки зрения экономической выгоды "Одесса-Броды" до сих пор не понятен.

Необходимым условием для принятия Польшей решения об участии в этом проекте чиновник назвал гарантии поставщиков и потребителей нефти. "Но за почти 20 лет обсуждения ЕАНТК четких деклараций нет", — констатировал Станислав Козей.

В СП "Сарматия" считают ключевым для создания ЕАНТК на базе "Одесса-Броды" подписание межгосударственного соглашения стран-участниц проекта. Без такого политического документа, как пояснил гендиректор "Сарматии" Сергей Скрипка, сложно вести переговоры с владельцами НПЗ, которые заинтересованы поставках каспийской нефти. "Предварительные оценки свидетельствуют о том, что в Каспийской регионе есть 10 млн. тонн свободной нефти, которая может поставляться по ЕАНТК в Европу. Но говорить о том, что они гарантированы, можно только после того, как будет подписано межгосударственное соглашение", — сказал гендиректор "Сарматии".

В то же время Азербайджан заинтересован расширять свое присутствие на украинском рынке, с перспективой поставок нефти по "Одесса-Броды" в страны ЕС. Гюльмамед Джавадов, замминистра промышленности и энергетики Азербайджана, считает, что без использования мощностей нефтепровода "Одесса-Броды" Баку не сможет решить проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры при выходе на европейские рынки.

"Для решения проблемы дефицита нефтетранспортной инфраструктуры в Каспийском регионе, которая возникнет с 2013 г., потребуется строительство дополнительных магистральных нефтепроводов с увеличением их годовой пропускной способности, как минимум, на 80 млн. тонн до 2025 г. по сравнению с действующими нефтепроводами… Добыча каспийской нефти увеличится на 100 млн. тонн к 2015 г. и на 150 млн. тонн — к 2025 г.", — пояснил чиновник.

Госбюджет Украины терпит убытки

Но сейчас "Одесса-Броды" остается незадействованным. Беларусь, которая согласилась на углубление сотрудничества с Россией в рамках Таможенного Союза, нарушила свои обязательства перед Украиной о прокачке каспийской нефти по магистрали "Одесса-Броды" в аверсном направлении. Этот маршрут с начала текущего года оказался пустым, а госкомпания "Укртранснафта", оператор нефтепроводной системы, готовится подсчитывать по итогам 2012 г. убытки. Потому что Беларусь, обеспечив свой НПЗ в Мозыре российским сырьем, в одностороннем порядке отказалась от договоренностей с Киевом о транзите азербайджанской нефти через украинскую территорию.

По данным отчетности "Укртранснафты", обнародованным в системе раскрытия информации Нацкомиссии по ценным бумам и фондовому рынку, в первом полугодии текущего года транспортировка нефти упала на 32% в сравнении с аналогичным периодом 2011 г. — до 9,592 млн. тонн. Падение объемов прокачки обусловлено сокращением объемов транзита и внутренних поставок сырья на украинские НПЗ, пять из которых в настоящее время простаивают.

В "Укртранснафте" отмечают, что кроме ухудшения отношений с белорусскими партнерами, причиной снижения объемов транзита стал также запуск Россией нефтепровода "Балтийская трубопроводная система — 2" (БТС-2), по которому пошла вся свободная нефть российских компаний.

"В сложившейся ситуации убытки украинского бюджета могут исчисляться миллиардами гривен налоговых платежей и транзитных доходов. Очевидно, что предпосылки для подобной негативной ситуации были заложены не вчера, а много лет назад, когда ключевые нефтеперерабатывающие мощности в Украине были проданы российским компаниям, а в энергополитике государства игнорировался вопрос об организации поставок нефти из источников, альтернативным российским", — сказал "i" Сергей Дубов из инвесткомпании "Профит гарант". Эксперт также сомневается в перспективах аверсного (проектного) использования "Одесса-Броды", если обеспечение внутреннего рынка каспийской нефтью не станет приоритетным для правительства Николая Азарова.

Нефтепровод "Одесса-Броды" будет достроен до Плоцка

Для получения от Евросоюза дополнительного финансирования, которое будет направлено на достройку польского участка "Одесса-Броды", "Сарматия" должна сформировать пул инвесторов проекта, которые должны обеспечить его коммерчески выгодную эксплуатацию, не позднее конца 2013 г. Тогда строительство начнется в начале 2014 г.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: украина польша промышленность нефтепровод одесса-броды
Источник: finforum Просмотров: 3214
Загрузка...
Загрузка...