Рынок нефтепродуктов Украины в значительной мере импортозависим. Также негативной тенденцией является то, что более 90% бензина на небрендовых АЗС Украины не соответствуют стандартам качества и являются спиртосодержащим фальсификатом.

Степанюк Ирина, аналитик отдела анализа рынков Аналитического департамента компании Pro-Consulting, специально для UBR.UA

Текущая ситуация на рынке нефтепродуктов имеет негативных характер. Емкость рынка не стабильна, потребительские цены растут. Изменчивая политическая ситуация в стране, кризис, прирост цен на нефтепродукты – все эти факторы влияют на рынок и на него потребителей.

Производство на внутреннем рынке систематично снижается, начиная с момента отмены налога на импорт бензина и дизельного топлива. Спрос на топливо не стабилен, что связано с платежеспособной покупательской способностью населения.

Отметим, что объем розничной реализации бензина в 2009-2010 гг. сохранялся практически на одном уровне. Однако по итогам 2011 г. продажи сократились на 6% в натуральном выражении и составили 5035,7 тыс. т. По результатам 9 мес. 2012 г. объем продаж продемонстрировали позитивную динамику роста – относительно 2011 г. показатель вырос на 12%.

Диаграмма 1

Динамика объема розничных продаж светлых нефтепродуктов в Украине через сеть АЗС за 2009-2012 гг. в натуральном выражении, тыс. т

Источник: данные Госкомстата Украины; оценка Pro-Consultibg
*-относительно 9 мес. 2011 г.

Одной из ключевых проблем на рынке нефтепродуктов Украины является присутствие теневого сегмента и, как следствие, высокая вероятность приобретения некачественного продукта. Данный риск снижается, если речь идет о покупке топлива в сетевых АЗС.

Диаграмма 2

Структурирование рынка АЗС Украины в разрезе сетевых и несетевых станций по состоянию на 2012 г., %

Источник: по данным операторов рынка

Наиболее высокая концентрация АЗС по состоянию на 2012 г. наблюдается в Киевской, Донецкой, Харьковской, Днепропетровской и Одесской областях. Такая тенденция связана с количеством транспортных средств в определенных регионах страны.

В последние годы на рынке розничной торговли нефтепродуктами растет конкуренция, а общее количество игроков постоянно уменьшается. Высокая степень конкуренции обуславливает тот факт, что все более значительную долю в обороте предприятий, осуществляющих продажу нефтепродуктов, начинает занимать торговля сопутствующими товарами и оказание услуг (питание, автосервис, мойка). В Украине в общем обороте АЗС на сопутствующие услуги приходится около 11%. Выбор потребителя определяют такие факторы, как высокое качество реализуемого топлива, репутация торговой марки на рынке, новейшие технологии продаж, высокий уровень сервиса, удобное местоположение и диверсификация товаров и услуг.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Теги: нефтепродукты продажа розница исследование конкуренция
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3918