Глава крупнейшего в России нефтяного госхолдинга "Роснефть" Игорь Сечин проводит в Лондоне переговоры с британскими акционерами ТНК-ВР о приобретении их 50%-ной доли в компании. Только после того как определится судьба этой сделки, совет директоров ТНК-ВР сможет принять решение о продаже Лисичанского НПЗ новому собственнику, пишут "Экономические известия".\

В 2012 г. объемы производства бензина в Украине сократились

Не исключено также, что ТНК-ВР перейдет под полный контроль "Роснефти". А операция по смене собственника Лисичанского НПЗ будет отменена. И тогда на украинском рынке появится мощный игрок, способный вести агрессивную экспансию, благодаря политической поддержке Кремля: российские СМИ не только указывают на поддержку инициатив Игоря Сечина со стороны президента России Владимира Путина, но и называют его противником рыночной либерализации. "Ситуация возвращается в 1993 год, когда были "Лукойл", "Сургут" и "Роснефть". Это значит, что сильный, как всегда в экономике, съедает слабого", — так Леонид Федун, вице-президент "Лукойла", прокомментировал последствия поглощения ТНК-BP "Роснефтью".

Сложившаяся ситуация в российской нефтянке грозит усилением позиции ее представителей на украинском рынке, который власти нашей страны безуспешно пытаются вывести из кризиса. К концу первого полугодия российская нефть перестала поступать на украинские заводы. Из всех НПЗ, построенных в стране, сейчас работает только два (Кременчугский НПЗ "Укртатнафта", подконтрольный группе "Приват" Игоря Коломойского, и Шебелинское отделение по переработке газового конденсата и нефти из структуры НАК "Нафтогаз Украины").

Лисичанский НПЗ был остановлен в марте 2012 г. из-за нерентабельности переработки на нем поставляемой из России нефти. По схожей причине Одесский НПЗ, принадлежащий "Лукойлу", простаивает с ноября 2010 г. Херсонский НПЗ (контролируется группой "Континиум" украинского бизнесмена Игоря Еремеева) не осуществляет переработку сырья с 2005 г. Технически отсталые Дрогобычский и Надворнянский НПЗ (контролируются группой "Приват") также не работают. При этом Дрогобычский НПЗ готов к запуску, но Игорь Коломойский не может обеспечить его сырьем (необходимо минимум 40 тыс. т нефти). По рынку ходит информация, что бизнесмен настроен запустить Дрогобычский НПЗ раньше Лисичанского, поскольку от этого якобы зависит его политическая судьба и перспективы бизнеса.

Повод для беспокойства есть не только у Игоря Коломойского, который до сих пор не урегулировал спор с российской "Татнефтью" о правах собственности на Кременчугский НПЗ. Покупка "Роснефтью" ТНК-ВР может заставить Дмитрия Фирташа похоронить мечту о приобретении Лисичанского НПЗ — бизнесмена эксперты называли основным претендентом на актив "танкистов" с того момента, как было объявлено о его возможной продаже.

Также приход "Роснефти" создает предпосылки для усиления давления Москвы на Украину в вопросе о присоединении страны к Таможенному союзу России, Беларуси и Казахстана, которого Киев стремится избежать. Без учета экспортных льгот из России, которые предусматривает сотрудничество в рамках Таможенного союза, переработка российской нефти на НПЗ в Украине останется коммерчески непривлекательной, поэтому заводы будут простаивать. Это усилит социальную напряженность в регионах, где построены НПЗ, а также увеличит дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке, приведет к росту их стоимости.

Ситуацию могло бы улучшить введение пошлин на импортные нефтепродукты, чтобы повысить привлекательность переработки в Украине ввозимой нефти с территории стран Таможенного союза. В правительстве Николая Азарова не исключают принятие такого решения. Но против него выступают импортеры, предупреждая о возможном дефиците на украинском рынке качественного топлива, которое не могут производить украинские НПЗ из-за технической отсталости.

"Решение ключевой проблемы по выводу украинской нефтепереработки из кризиса сводится к поиску сложного баланса между интересами владельцев отечественных НПЗ и импортеров нефтепродуктов. Также власти должны согласовать внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Украины: страна заинтересована в партнерских отношениях с Россией, с которой имеются многолетние продуктивные связи, но в то же время видит перспективу в углублении сотрудничества с Евросоюзом, что будет затруднено при вступлении в Таможенный союз", — сказал "i" Сергей Дубов из инвесткомпании "Профит гарант".

В таких условиях, по его словам, не исключено появление новых конфликтов в отрасли, которые могут усилить кризисную ситуацию. Однако предпосылки для нее, как считает эксперт, тянутся еще со времен президента Леонида Кучмы, когда украинские НПЗ были проданы российским инвесторам, но не был создан эффективный механизм контроля над выполнением ими инвестиционных обязательств. Поэтому предприятия утратили свою конкурентоспособность, на них сейчас невыгодно перерабатывать каспийскую нефть, которая по качеству и цене превосходит российскую. И, таким образом, работа украинских НПЗ, как и стабильность внутреннего рынка нефтепродуктов, остается зависимой от поставок сырья из России.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: украина нпз
Источник: Экономические известия Просмотров: 2736