Замораживание цен на бензин и административное давление оборачивается для Украины возникновением "серого" рынка нефтепродуктов, где цены на топливо завышены. Об этом в своем блоге UBR.UA рассказал заместитель директора Научно-технического центра "Психея" по научной работе Геннадий Рябцев.

Геннадий Рябцев отмечает, что уровень национальных цен на нефтепродукты во всех странах определяется определенными критериями. "Это наличие собственных месторождений "черного золота". Если государство экспортирует нефть, то продукты ее переработки могут стоить гораздо дешевле, чем в странах-импортерах. Поэтому в Венесуэле, Иране, Саудовской Аравии и Кувейте цены на бензин много ниже, чем в Эстонии, Молдове, Белоруссии, Монголии или Японии", - объясняет он.

По словам эксперта, среднестатистический немец на одну зарплату может купить 3118 л, американец – 3027, британец – 1371, россиянин – 735, казахстанец – 680, украинец – 265.

Одним из критериев определения цены на нефтепродукты является наличие НПЗ. "Правда, с этим пунктом не все так однозначно. Например, в РФ и Украине бензин стоит не намного дешевле, чем в большинстве стран Африки. Противники этого критерия сравнивают также цены в Венесуэле и РФ, отличающиеся в 44,5 раза, но такое сопоставление не совсем корректно, поскольку дело здесь не в наличии НПЗ, а в различной внутренней политике", - отмечает он.

Геннадий Рябцев добавляет, что на ценообразование бензина влияют уровень конкуренции и внутренняя политика страны. "Ведь в странах, практикующих административный подход к регулированию (Йемен, ОАЭ, Малайзия, Индонезия), распространено искусственное занижение цен благодаря бюджетному субсидированию. Другой путь – компенсация части стоимости топлива за счет доходов от импорта нефти и нефтепродуктов (Венесуэла, Саудовская Аравия, Туркменистан)", - рассказывает он.

Эксперт отмечает, что похожий подход испробовала в свое время и Украина, периодически "помогавшая" льготными ценами аграриям и ограничивавшая объемы экспортно-импортных операций. "Но практика показала, что таким путем невозможно получить долгосрочные положительные результаты. Замораживание цен и административное давление всегда оборачивались возникновением дефицита нефтепродуктов и разбуханием "серого" рынка, а субсидирование перегружало бюджет, делало ненужной любую модернизацию перерабатывающих предприятий и искажало рыночные стимулы производства и потребления", - рассказывает он.

Теги: цена бюджет бензин
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 978