Ранее на украинских НПЗ перерабатывалось от 24 млн тонн нефти (данные за 2004 год) до 10 млн тонн (2010 год). В последние годы ежегодные объемы переработки нефти в Украине составили всего около 2,1-2,3 млн тонн. Доля дизельного топлива украинского производства на внутреннем рынке в 2016-2017 годах оценивается на уровне 10-11%. Вследствие сокращения объемов переработки нефти, спрос на украинском рынке в нефтепродуктах покрывается за счет импорта в основном из Беларуси, Литвы, Российской Федерации, Польши и других стран. Об этом сообщает пресс-служба Госвнешинформ.

В течение последних 4 лет в Украине работает только «Кременчугский НПЗ» и то не на полную мощность. Поэтому фактическое отсутствие производства в Украине необходимых объемов нефтепродуктов, с точки зрения их влияния на формирование баланса спроса и предложения, привело к тому, что цены на импортные нефтепродукты при поставках в Украину формируются с премией к котировкам (по принципу импортного паритета). В лучшие для отрасли времена цены на импортный ресурс для Украины формировались с дисконтом к котировкам (экспортный паритет).

АМКУ наложил штраф за сговор на рынках бензинов и дизтоплива

Географическая структура импорта дизельного топлива в Украине в 2015-2017 годах (тыс. тонн):

Украина удвоила импорт нефтепродуктов из РФ и Беларуси - фото 2

Таким образом, кризисное состояние в украинской нефтеперерабатывающей отрасли приводит к более высоким ценам на нефтепродукты для конечного потребителя (по оценкам, разница составляет $20-50/тонна). Кроме того, эта премия к цене не остается в Украине и не направляется на развитие экономики.

Расчетное потребление дизельного топлива в Украине в течение последних 5 лет увеличилось на 17%, или 858 тыс. тонн (2017 год по сравнению с 2013 г.). Импорт дизельного топлива в Украине увеличился на 26%, или 1,1 млн тонн при снижении производства на 39%, или 382 тыс. тонн (2017 год относительно 2013-го).

Анализ географической структуры импорта за период 2015-2017 годов демонстрирует существенное увеличение объемов импорта дизельного топлива из Беларуси, Литвы, Туркменистана и двукратное увеличение – с РФ. Также двукратное увеличение объемов импорта бензина наблюдается из Беларуси – в 2015 году было импортировано 621 тыс. тонн, в 2016-м – около 1,2 млн тонн, в 2017 году – почти 1 млн тонн, что составляет около 80% от всего импорта бензинов в Украине.

Украина удвоила импорт нефтепродуктов из РФ и Беларуси - фото 3

В течение последних 10 лет, из-за разницы в стоимости дизельного топлива и бензинов на рынке Украины наблюдается тенденция постепенного перехода потребителей с бензинов на ДТ и СПБТ (правда, из-за существенного повышения стоимости СПБТ в последнее время, переход на него стал менее привлекательным). Все это, а также ситуация в АР Крым, Луганской и Донецкой областях, за последние 5 лет (2017 год по сравнению с 2013 г.) привело к тому, что расчетное потребление бензинов моторных в Украине снизился на 28%, или 711 тыс. тонн. При этом импорт бензинов в Украину уменьшился на 30%, или 526 тыс. тонн при снижении производства на 42%, или 407 тыс. тонн.

Для покрытия потребности Украины в бензинах и ДТ (по разным оценкам, суммарно примерно 6,8-7,5 млн тонн в год) и прогнозируемого незначительного роста уровня потребления в краткосрочной перспективе, ежегодно необходимо перерабатывать около 15-16 млн тонн нефти. При этом еще будет дополнительно произведено примерно 3-3,5 млн тонн мазута (он может использоваться для замещения угля и газа на ТЭС) и около 0,5-0,7 млн тонн битума (используется для ремонта дорог). При таких условиях производство бензина будет превышать спрос и даст дополнительный ресурс для экспорта (1,7-2,1 млн тонн), который может быть использован как сырье для дальнейшей переработки.

Украина удвоила импорт нефтепродуктов из РФ и Беларуси - фото 4

«Сейчас с рассмотрением в Верховной Раде проекта закона Украины «О концессиях», необходимо создать условия (заинтересовать) для инвесторов и владельцев нефти начать нефтепереработку в Украине хотя бы на Кременчугском и Одесском НПЗ и/или реализовать проект по строительству современного НПЗ в Украине (например, предоставить инвесторам первоочередною возможность осуществлять розничную реализацию произведенных с их нефти в Украину нефтепродуктов и т.д.)», – советуют в Госвнешинформе.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: нпз нефтепродукты переработка бензин дизтопливо импорт россия беларусь
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 3658
Loading...