В 2020-ом рынок платного телевидения (ТВ) Украины сделал поистине эпохальный и давно ожидаемый шаг в сторону цивилизованности. Речь, конечно же, о кодировании спутниковых телеканалов зимой этого года. Это стало потрясением для многих отечественных телезрителей.

Кодировка спутника ударила по численности телезрителей в Украине

По мнению директора BigDataUA Сергея Бойко, украинская индустрия доступа к ТВ столкнулась и с другими вызовами за последние несколько лет. Об этом Бойко, много лет возглавлявший крупнейший провайдер кабельного ТВ – "Волю", рассказал в интервью UBR.ua.

В каком состоянии рынок платного ТВ в Украине в 2020 году?

Рынок платного ТВ в Украине сегодня находится на этапе метаморфоз. Меняются правила игры, появляются новые игроки на рынке платного доступа к линейному ТВ, растет объем рынка в денежном выражении.

При этом изменения происходят очень медленно, новации внедряются скорее новыми игроками, а не "традиционными провайдерами платного доступа". Поэтому в натуральных показателях рынок не растет, а находится в стагнации.

Насколько наша индустрия "продвинута" – или наоборот, отстает – по сравнению с США, Евросоюзом, соседними странами?

Смотря как сравнивать – по новизне цифровых технологий, которые есть у нас, – мы точно не отстаем от остального мира. Причем мы перескакиваем этапы развития цифровых технологий. Например, цифровое кабельное телевидение стандарта DVB-C (которому уже 25 лет) и которое в США давно используют все провайдеры (пришло на смену аналогового формата), сейчас они же замещают IP технологиями. Мы же от "аналога", скорее всего, сразу "перейдем" в IP.

Если же сравнивать по "стандартам ведения бизнеса платного ТВ", по его доходности, по количеству контента, который создается для платных платформ – мы намного отстали от наших коллег как в Европе, так и "за океаном".

К сожалению, стереотип "телевидение – это инструмент пропаганды, а не бизнес" – еще остается в "институциональной памяти" не только владельцев телеканалов, но и государственных учреждений.

Итоги кодирования ТВ-каналов. Как Зеленский и карантин задержали миграцию зрителей

У нашего государства отсутствует политика по стимулированию развития бизнеса платного ТВ как индустрии, которая способна приносить государству доходы в бюджет. Целесообразно было бы прекратить по сути "субсидирование" частных эфирных телекомпаний в обмен на их "лояльность" к тем или иным "власть предержащим" особам.

Субсидированием это можно назвать потому, что, к примеру, установленная государством стоимость за использование 1 МГц радиочастотного ресурса Украины в диапазоне от 300 до 880 Мегагерц для операторов мобильной связи составляет 23 тысячи гривен. В то же время для телекомпаний этот же диапазон обойдется всего от 36 (!) до 778 гривен за 1 МГц.

Как распределен рынок по технологиям и по числу подписчиков?

Общее количество пользователей платного ТВ на настоящее время я оцениваю приблизительно в 5 млн абонентов всех платформ.

При этом платформа кабельного телевидения, как самая "старая", имеет суммарное количество абонентов от 3 до 4 млн домохозяйств по оценкам различных источников. Моя оценка количества абонентов этого сегмента – 3,2 млн домохозяйств.

Переходим к следующему сегменту – IPTV |OTT платформы, количество абонентов насчитывает 1,2-1,5 млн. Моя оценка – 1,4 млн пользователей.

И, наконец, услугами платных платформ спутникового ТВ пользуется всего от 150 до 300 тыс. домохозяйств (моя оценка 220 тыс.).

В исторической динамике это выглядело так:

Совокупная абонентская база пользователей платного ТВ Украины (2013-2018 гг.)Рынок платного ТВ Украины – стагнация и метаморфозы - фото 2

Общий объем чистой выручки (без налога на добавленную стоимость) в сегменте платного доступа к телеканалам в 2019 году составил 3,6 млрд грн. Годом ранее – 3 млрд грн. Таким образом я уверен, что в 2020 году этот показатель достигнет отметки в 4 млрд грн чистой выручки. То есть годовая динамика роста денежного объема рынка сохранится на уровне +20%, как в и прошлые периоды. 

Объем рынка платного телевидения Украины (2013-2018 гг.), млн грн 

Рынок платного ТВ Украины – стагнация и метаморфозы - фото 3

Поделив объем рынка в денежном выражении на объем в натуральном выражении, получим уровень среднемесячного дохода (ARPU), получаемого с одного абонента:

4 000 000 000/12/5 000 000=66,67 грн по итогам 2020 года.

Среднемесячный доход от одного абонента платного ТВ Украины (2013-2018 гг.), грн/мес.

Рынок платного ТВ Украины – стагнация и метаморфозы - фото 4

Кто основные игроки по сегментам? Какие у них абонбазы?

Кабельное ТВ

Крупнейшими игроками кабельного телевидения в Украине являются:

  • группа компаний "Воля" (ООО "Воля-кабель");
  • группа компаний Triolan;
  • группа компаний Lanet (аффилированная к компании "Ромсат");
  • группа компаний "Общегородская Мультимедийная Сеть" (куда входят компании "Черное море", "Сана+" и др., г. Одесса);
  • группа компаний "Альтаир" (в нее входят семь провайдеров Кривого Рога).

Рынок платного ТВ Украины – стагнация и метаморфозы - фото 5

За 2019 год потери кабельного ТВ составили от 300 тыс. до 380 тыс. абонентов, то есть около 7-10%.

Интерактивное ТВ (OTT/IPTV)

Крупнейшими компаниями, представленными в этом сегменте платного ТВ, являются:

  • Megogo (более 350 тыс. абонентов в Украине);
  • Digital screens (ТМ OLL.TV; более 200 тыс.);
  • "Вижн ТВ" (ТМ Viasat ТВ и "Киевстар ТВ"; более 120 тыс.).

Свои платформы интернет-телевидения имеют также провайдеры традиционного кабельного ТВ, такие как "Воля", "Триолан" и "Ланет".

Кроме этого есть такие игроки, как компания "Диван ТВ" (с одноименной торговой маркой), "Платформа ТВ" (ТМ YOU.TV), "Тринити" (Sweet.TV), TeNet, Omega TV. Все они имеют абонентские базы от 20 тыс. до 50 тыс. подписчиков в Украине.

В целом услугами OTT/IPTV платформ пользуется около 1,4 млн абонентов.

Кодирование спутника. Еще четыре телеканала перешли на платную модель

Спутниковое ТВ

Крупнейшими игроками на рынке спутниковых платформ являются компании Viasat Украина – "Вижн TV", (входящая в медиагруппу " 1+1") и XTRA TV (аффилированная с "Медиа Группой Украина"). Также на рынке присутствует провайдер "НТВ+ Украина", хотя количество его абонентов неуклонно падает.

Число подписчиков больше у "Вижн ТВ" – около 110 тыс. против 70-75 тыс. у XTRA TV. Однако последний из упомянутых провайдеров безусловно доминирует в сегменте HoReCa (отели, рестораны, кафе).

Рынок платного ТВ Украины – стагнация и метаморфозы - фото 6

Какие тенденции за последние несколько лет проявились в отрасли и как именно повлияли на ее развитие?

За последние шесть лет в нашей стране произошло так много событий, причем такого масштаба, что выделить какое-то одно как тенденцию – было бы сложно. Судите сами:

2014 год

В Украине в целом:

  • Евромайдан – массовые акции в Киеве и по всей стране;
  • аннексия Крыма, война на востоке;
  • смена органов исполнительной власти, досрочные выборы президента Украины, назначение досрочных выборов парламента;
  • девальвация национальной валюты в два раза, (с 8,1 грн за 1 $ в январе 2014 до 16,8 грн/$1 к концу 2014 года).

В сегменте платного ТВ:

  • прекращение трансляции всех украинских телеканалов в Крыму, запрет на ретрансляцию некоторых российских телеканалов ("Первый Канал", "НТВ мир", "РТР Планета", "Россия 1");
  • потеря 1,2 млн абонентов на неподконтрольных территориях, "замораживание" цен провайдерами платного телевидения;
  • сокращение расходов на роялти и "демпинговые войны" новых игроков – провайдеров ОТТ/IPTV.

2015 год

В Украине:

  • запрет на законодательном уровне пропаганды советской и коммунистической символики;
  • продолжение девальвации национальной валюты – на 70% за год, с 17 грн до 24,4 грн за $1.

В сегменте платного ТВ:

  • увеличение списка запрещенных каналов, прежде всего российских, использующих советскую символику;
  • уменьшение доли затрат на оплату роялти провайдерами за счет сокращения российских телеканалов, "замораживания курса" при оплате роялти крупными международными медиагруппами и занижения абонентских баз провайдерами;
  • запуск нескольких новых украинских телеканалов с целью заместить тематические каналы, которые были к этому времени запрещены;
  • увеличение собственного производства сериалов всеми украинскими медиагруппами, как следствие – повышение затрат телеканалов;
  • продолжение практики предоставления пакетов платного ТВ как бесплатного дополнения к интернету;
  • запуск нескольких новых OTT платформ как существующими, так и новыми игроками рынка платного ТВ.

Бомба на рынке платного ТВ. Кто и зачем "раскодировал" телеканалы Интера

2016 год

В Украине в целом:

  • перенос регулятором сроков отказа от аналоговой технологии распространения каналов в эфире на 2017 год;
  • к концу года приняты изменения в Закон "О телевидении", которыми сокращается список обязательных программ (эфирные негосударственные телеканалы исключаются из списка обязательных), а регулятору предоставляется право утверждать список "адаптированных" иностранных каналов для ретрансляции в кабельных сетях Украины;
  • снижение темпов девальвации – изменение с 24,4 грн до 27,5 грн за $1 к концу 2016 года.

В сегменте платного ТВ:

  • увеличение списка запрещенных к ретрансляции российских каналов: всего за 2014-2016 год регулятор принял решение в отношении 73 российских телеканалов;
  • стабилизация провайдерами затрат на оплату роялти на низком уровне (13,3% от дохода провайдера) за счет сокрытия количества абонентов;
  • эфирные украинские каналы становятся платными для провайдера;
  • повышение абонентской платы на 10-15% "традиционными провайдерами" платного ТВ для частичной компенсации потерь из-за валютной разницы;
  • начало монетизации абонентских баз провайдерами ОТТ/IPTV платформ – установление абонентской платы за доступ к библиотекам и пакетам телеканалов.

2017 год

В Украине:

  • принят Указ президента Украины "О вступлении в силу решения Совета Национальной Безопасности о наложении санкций", которым запрещается предоставление доступа к социальным сетям "Одноклассники", "ВКонтакте" сроком на три года;
  • принят Закон, устанавливающий с 2018 года повышение квот на обязательное вещание на украинском языке для всех украинских телеканалов до 75%;
  • стабилизация курса национальной валюты (с 27-28 грн за $1).

В сегменте платного ТВ:

  • очередной перенос регулятором сроков отказа от аналоговой технологии распространения каналов в эфире на один год;
  • увеличение затрат украинских медиагрупп за счет необходимости перевода на украинский язык всего закупного контента;
  • увеличение затрат провайдеров на оплату роялти за счет необходимости платить за эфирные украинские каналы (повышение затрат на оплату роялти до 15-18% от дохода провайдеров платного ТВ);
  • повышение цен на услуги платного ТВ со стороны провайдеров с целью компенсировать возрастающие затраты на оплату роялти украинским медиагруппам (эфирным телеканалам).

2018 год

В Украине:

  • принят Указ президента Украины "О вступлении в силу решения Совета Национальной Безопасности о наложении санкций", которым дополнен список компаний, в отношении которых вводятся ограничения на три года на операции (дополнены компании, производящие российские телеканалы, уже запрещенные ранее решением отраслевого регулятора);
  • по указанию президента на протяжении четырех месяцев произведено отключение аналогового эфирного телевидения практически по всей территории Украины (кроме границы с Крымом и зоны проведения АТО/ООС), произошел "переток" пользователей аналогового эфирного ТВ на другие способы приема;
  • укрепление национальной валюты, стабилизация курса национальной валюты на уровне 27,1-27,5 грн за $1 на протяжении всего 2018 года.

В сегменте платного ТВ:

  • увеличение затрат провайдеров на оплату роялти за счет повышение ставок украинскими медигруппами за эфирные каналы в 2 раза;
  • установление минимальной индикативной цены услуги платного ТВ провайдеров со стороны украинских медиагрупп с целью "стимулировать провайдеров" поднимать цены и не демпинговать на рынке, как следствие – рост ARPU.

2019 год

В Украине:

  • стабильный курс национальной валюты на уровне 27 грн за $1 на протяжении всего 2019 года.

В сегменте платного ТВ:

  • кодировка транспортного спутникового сигнала оператором эфирного телевидения "Зеонбуд" (первый шаг к уменьшению возможностей бесплатно смотреть украинские эфирные каналы на спутнике);
  • увеличение затрат провайдеров на оплату роялти за счет повышение ставок украинскими медигруппами за эфирные каналы в два раза;
  • установление минимальной индикативной цены услуги платного ТВ провайдеров со стороны украинских медиагрупп с целью "стимулировать провайдеров" поднимать цены и не демпинговать на рынке. Как следствие – рост ARPU (среднемесячного дохода от одного пользователя);
  • падение абонентских баз традиционных платформ – кабельного телевидения, и рост абонбаз провайдеров ОТТ/IPTV-платформ. Переход абонентов от кабельных операторов к ОТТ-провайдерам за счет изменения "привычки потребления" телевидения (отложенный просмотр, перемотка рекламы и т.д.).

2020 год

В Украине:

  • введен по распоряжению Кабинета министров карантин с 18 марта 2020 года, продолжается (со смягчением) по настоящий момент.

В сегменте платного ТВ:

  • произошла кодировка спутникового сигнала своих телеканалов всеми медиагруппами. При этом каналы, не входящие в медиагруппы, тоже стали кодировать свои сигналы на протяжении года;
  • увеличение затрат провайдеров на оплату роялти за счет повышение ставок украинскими медигруппами за эфирные каналы в два раза;
  • рост абонентских баз платных платформ спутникового ТВ и провайдеров ОТТ/IPTV платформ за счет перехода части пользователей спутникового ТВ после кодировки спутниковых каналов.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кодировка телевидение спутниковые каналы телеканалы медиа платное телевидение
Просмотров: 1395