Льготы для иностранных кинокомпаний, планирующих снимать фильмы в Украине – распространенная практика для стран с кино амбициями. Именно поэтому подписанный президентом 16 октября закон “О государственной поддержке кинематографии в Украине” может оказаться полезным для украинской киноиндустрии, однако уникальных преимуществ нашему рынку не даст. Чтобы массово привлечь в Украину зарубежных специалистов необходима трансформация всей структуры украинской кинопромышленности.

Частичная компенсация за съемки иностранным компаниям – мировая практика

Согласно ратифицированному Владимиром Зеленским закону №1058, украинское правительство будет возмещать приехавшим на съемки в Украину заграничным кинокомпаниям 25% от всех производственных затрат. Дополнительная 5% надбавка предусматривается для тех киноделов, которые решатся снять фильм по сюжету украинского произведения, затронут в фильме украинский культурный контекст или же, как минимум, 5% фильма займут сцены, где герои читают книгу украинского автора.

7 отличных фильмов, снятых в независимой Украине

Дополнительные проценты полагаются и авторам произведений, в которых будут подвергнуты критике действия страны-агрессора. При этом соответствовать «культурным» условиям не обязательно тем фильмам, работа над которыми хотя бы на 50% велась с участием украинских граждан.

Законодатели рассчитывают, что данные преференции не только способствуют созданию позитивного имиджа Украины в мире, но и повысят уровень украинского кинопрома.

«Возмещение части финансовых расходов на съемки для иностранных кинокомпаний (кеш-рибейт) уже давно является типичной мировой практикой», - рассказала UBR.ua кинопродюсер и учредитель кинокомпании 435 FILMS Анна Паленчук.

По мнению эксперта, опыт соседних стран уже показал позитивные результаты подобных инициатив.

«После внедрения данной практики в Румынии туда хлынули американские и европейские кинематографисты, и в результате выросло поколение уже местных профессионалов, позднее сформировавших румынскую новую волну. Тот кинематограф остался национальным, но теперь работает по международным стандартам. Тоже самое касается Ванкувера – сегодняшней «кинопроизводственной Мекки», где снимается большинство знаменитых сериальных проектов, работает 60 съемочных групп одновременно, а бюджеты одного съемочного дня исчисляются суммами от $500 тыс. до $1 млн. Там аналогичный закон приняли еще 20 лет назад», - объясняет важность данного решения Паленчук.

Кроме того, принятое постановление также поможет в преодолении главной проблемы украинской киноиндустрии – а именно невозможности окупиться украинскому кинопродукту на внутреннем рынке, считает исполнительный директор «Украинской киноассоциации», координатор направления «Кино» в Офисе разработки гуманитарной политики при Министерстве культуры, а также директор медиаконсалтинговой компании Media Resources Management Виктория Ярмощук.

«Тех денег, которые продюсер может получить от проката своего фильма в кинотеатрах, с продажи прав на ТВ, диджитал-платформы, не хватает, чтобы покрыть затраты на производство. Обусловлено это множеством причин: у нас очень мало кинотеатров, небольшой рекламный рынок, недоверие к национальному кинопродукту. Таким образом, для дальнейшего развития рынка крайне важно обеспечить условия для захода в украинскую киноиндустрию внешних инвестиций», - заявила Ярмощук.

По ее мнению, кроме прямого влияния на киноиндустрию, кеш-рибейты косвенно поспособствуют привлечению средств в смежные отрасли экономики, такие как туризм и инфраструктуру. Ведь «приезжая к нам снимать, зарубежные коллеги будут тратить деньги на отели, питание и развлечения».

Один кеш-рибейт не сделает украинскую киноиндустрию конкурентной

Но рассчитывать на подобный эффект Украине пока рано. Кеш-рибейт, выравнивая украинский кинорынок с предложениями стран-конкурентов, не ликвидирует ряда других существенных недостатков отечественного съемочного процесса. Так, по словам Паленчук, североамериканские продюсеры выбирают страну проведения съемки за 1-2 года, в то время как гонорары украинских съемочных групп растут в среднем на 30% в год, делая итоговый бюджет непрогнозируемым. 

Еще одной проблемой может оказаться выбор съемочной локации. Не все украинские города способны принять кинопроизводителей мирового уровня.

«На сегодняшний день без проблем съемки можно проводить в Киеве, во Львове, хотя еще недавно это было проблематично, так как почти всех необходимых людей приходилось везти из Киева. С натяжкой, но уже можно снимать в Одессе. Вне этих мест для съемочной группы начинается борьба за выживание, - описывает ситуацию Анна Паленчук. - На Западной Украине есть очень хороший потенциал для кинопроизводства, но местный бизнес не способен предоставить необходимого уровня сервиса, не говоря уже о проблемах с инфраструктурой и дорогами. Я с ужасом представляю себе американского киношника в Карпатах!»

Зачем Amazon украинские сериалы и сколько на этом можно заработать

По этой причине украинский кинорынок вряд ли заинтересует требовательных к собственному комфорту звезд Голливуда. Куда вероятней, что на предложенные условия откликнуться азиатские режиссеры и продюсеры. Правда, и для их работы существуют препятствия. 

«Ранее я спродюсировала 4 индийских фильма в Украине, но в этом году нам не удалось снять ни одного индийского проекта, потому что им усложнили получение визы: если ранее они могли получить ее по прибытии, то сейчас нужно подавать запрос через визовый центр, которые существуют только в трех индийских городах. А поскольку индийские звезды очень много путешествуют, то отдать паспорт на 5-10 дней для них неприемлемо. В итоге они отказываются, рассудив, что лучше мы поедем в какую-нибудь другую страну, например, в Грузию, где с визами проще», - рассказывает Паленчук.

Аналогичные украинским рибейтные ставки действуют и в Грузии. Глобально тренд по развитию кинопроизводства за счет госфинансирование иностранных проектов был задан давно. Однако процент и условия возмещения могут варьироваться: ставка отсечения может быть ниже украинского уровня, а может, как например в Литве, доходить и до 30%. Разнится и структура распределения льгот. Так, власти Колумбии предоставляют мувимейкерам более высокую компенсацию, возмещая как производственные (40%), так логистические затраты (20%).

«Нам нужно делать не так, как у всех, а делать лучше и привлекать иностранцев за счет эксклюзивности. Одно восторженное мнение продюсера сериала «Чернобыль» Крейга Мейзина, которое тот высказал после встречи с Владимиром Зеленским – до этого он ни с одним главой государства не встречался, - куда больше значит для имиджа Украины, чем любые законопроекты», - убеждена Паленчук.

Украинских киношников призывают снимать сериалы для Netflix

Исполнительный директор Украинской киноакадемии Анна Мачух соглашается с тем, что введение кеш-рибейта – важный, но лишь первый шаг на пути привлечения иностранных кинематографистов на украинский рынок. 

«В нашей индустрии отсутствует централизация. Банальный пример: если иностранная компания хочет найти партнеров / съемочную группу в Украине - они должны задействовать «сарафанное радио» и приглашать кого-то из знакомых. Именно поэтому мы инициировали создание онлайн платформы DzygaMDB, которая включает в себя почти все данные об украинском кинематографе и наших профессионалах», - рассказала Мачух.

Льготы не затронут украинские компании

Еще во время обсуждения законопроекта, текст которого был одобрен в Верховной Раде 20 сентября, на его негативные стороны указывали ряд представителей отечественного кинопрома. Так, глава компании StarMedia Владислав Ряшин жаловался на то, что ставка рибейта в полной мере будет начисляться только в случае полного участия зарубежной компании в производстве проекта. Если же съемочный процесс будет осуществляться по иностранному заказу, но украинской компанией-подрядчиком, то компенсирующая ставка будет практически полностью «съедаться» налогом на добавленную стоимость. 

Украинцев подсадят на мультики и комиксы из-за языкового закона

Заложенные в законопроекте опции, по мнению экспертов, могут создать неравные условия для украинских участников рынка по сравнению с зарубежными. В свою очередь кинопродюсер Анна Паленчук выразила уверенность, что опыт работы с иностранными продюсерами покроет все упущения.

«В будущем можно будет его подкорректировать, начать фильтровать количество тех иностранных съемочных групп, которые сюда попадут. В любом случае, лучше работать с иностранцами на мировом уровне, чем сидеть здесь с украинскими фильмами, которые выходят в прокат и которые невозможно в большинстве своем смотреть обычной аудитории», - уверена Паленчук.

Поддержкой украинского кинопрома, по мнению авторов закона, должны заниматься в Госкино, а рибейты изначально создаются ради вовлечения иностранного кинобизнеса в Украину. Вскоре после принятие законопроекта Радой глава комитета по вопросам гуманитарной и информационной политики Александр Ткаченко анонсировал распространение практики рибейтов и на украинских кинопродюсеров. Однако, «при всем нашем желании экономика страны пока не позволяет этого делать», сожалеет Ткаченко.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, YouTube, Facebook, Instagram.

Теги: кино госкино кинорынок кинофильм кинопрокат киностудия киноиндустрия
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 638