Несомненно, прошедший год войдет в историю развития нашей проектно-строительной отрасли как год принятия Закона Украины "Про регулирование градостроительной деятельности". Этот Закон ставит все градостроительство страны на принципиально новую основу, приближающуюся к международным стандартам. Это определенно является его сильной стороной. Однако имплементация нового Закона как правового акта в градостроительную практику требует решения двух групп важнейших проблем, поскольку он, в значительной своей части, не является законом прямого действия.

Андрей Малафеев, глава наблюдательного совета "Институт Городского Гражданского Проектирования" для UBR.UA

Две группы вопросов

Внедрение нового Закона в градостроительную практику требует решения двух групп важнейших проблем. Первая группа вопросов, связана с разработкой нескольких десятков подзаконных актов. Часть из них подлежит утверждению Кабинетом Министров, часть – Минрегионстроем. По сути, речь идет о замене действующих нормативных документов ‒ положений, инструкций и т.п. То есть о разработке принципиально новых нормативных актов, обеспечивающих воплощение Закона в жизнь. Задача эта успешно решается.

Что касается второй группы, то здесь просматриваются весьма серьезные проблемы. Речь идет о вопросах, связанных с разработкой новых и корректировкой действующих генеральных планов, а также внедрением принципиально новых, доселе практически не имеющих аналогов в отечественной практике видов градостроительной документации и инструментов регулирования градостроительной деятельности – зонинга, градостроительного кадастра, плана земельно-хозяйственного устройства населенного пункта, градостроительного мониторинга.

У Києві діє правило: купив землю - будуй, що завгодно? >>> ВІДЕО

Эти документы вместе с генеральными планами населенных пунктов теперь должны прийти на смену главному исходному разрешительному документу – градостроительным условиям и ограничениям (ГУО) застройки земельного участка.

Генеральным планам - бессрочный статус

В прошлом генеральные планы населенных мест Украины рассчитывались на двадцатилетний период. Абсолютное их большинство было разработано в лучшем случае в начале 90-х годов прошлого века без учета современных земельных правоотношений и форм собственности. Что касается полноценного зонинга, градостроительного кадастра и мониторинга, то эти документы и процедуры, в современном понимании, в нашей стране вообще отсутствуют как класс. А делать их надо и, как можно скорей.

В такой ситуации, чтобы не потерять управляемость процессами, Законом предусматривается придать генеральным планам бессрочный статус. А изменение в них вносить не чаще, чем раз в 5 лет. Это, однако, ни в коем случае не снимает с повестки дня приведение действующих генеральных планов к реалиям современных земельных и имущественных отношений. Так или иначе, все генеральные планы в ближайшие годы необходимо скорректировать.

Читайте также: Киев – не резиновый. И растягиванию не подлежит

Чтобы оценить масштабы предстоящей в этой области работы, напомним, что сегодня в Украине существует 459 городов, 885 поселков городского типа и около 28,5 тыс. сел.

Учитывая, что финансирование таких работ, согласно Закону, должно осуществляться преимущественно за счет средств местных бюджетов, становится очевидным, что сегодня трудно спрогнозировать реальные сроки их осуществления.

Что же касается разработки и внедрения зонинга, градостроительного кадастра и системы градостроительного мониторинга, то для них еще нужно создать нормативно-методическую и программно-техническую базу, сформировать соответствующие службы на местах, отработать регламенты этих работ. Связанные с этим суммарные затраты пока трудно оценить.

Читайте также: Генплан Киева: столица не выйдет за свои пределы

Кадры решают все

Реализация этих задач упирается не только и не столько в проблемы финансовые и организационные, сколько в кадровые. К сожалению, в последнее десятилетие в стране практически развалилась система градостроительного проектирования. Из этой отрасли ушли старые квалифицированные специалисты, а молодые в связи с отсутствием спроса не пришли.

Какие-то кадры еще сохранились в крупнейших городах. Но таких людей определенно нет даже в большинстве областных центров. Их практически нет и в абсолютном большинстве областных и городских управлений или отделов, ведающих вопросами градостроительсва и архитектуры, не говоря уже об уровне сельских административных районов. Так что придется начинать "с чистого листа". Реально оценивая состояние дел можно предположить, что на это потребуется не один год.

За порушення на будівництві доведеться дорого заплатити >>> ВІДЕО

В таких условиях, по-видимому, целесообразно сегодня разработать и принять временные переходные положения, обеспечивающие в отсутствие современных генпланов, зонинга, градостроительного кадастра и мониторинга, в большинстве населенных пунктов, системное планомерное регулирование градостроительного процесса с соблюдением духа и буквы нового Закона.

Теги: строительство закон градостроительство генплан
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 4280