Украинский рынок недвижимости переживает нелегкие времена. И если одни эксперты говорят, что кризис, по крайней мере в отдельных сегментах уже закончился, то другие прочат отрасли новые проблемы. 

Что, где и как строить, и строить ли вообще — сейчас лихорадочно решают все девелоперы. Украинцам остается лишь надеяться, что естественный отбор на рынке улучшит наши дома, гостиницы и торговые центры. О том, как это будет происходить UBR.ua расспросил коммерческого директора компании "Будхаус Групп"  Максима Гаврюшина.

Максим, полтора года назад весьма активной была тенденция профессионализации украинских брендов. Многие ТРЦ экспериментировали с форматами, предоставляя площади отечественным производителям. Насколько удачными оказались эти эксперименты?

Это не тренд, а попытка владельцев торговых центров заполнить "дыры" чем-то новым. В 2014- 2015 годы была высокая вакантность, а сдавать эти площади в условиях падения экономики и роста курса доллара было некому, поэтому и искали новых арендаторов. Экономики в этом нет никакой.

Не было даже отдельных удачных примеров?

Goldi показывает неплохие результаты. Но Goldi — это не история с украинскими дизайнерами, которым надо срочно создать условия для реализации своего товара. Goldi —компания, которая давно занималась продажами. Они производили одежду на продажу и массово ее сбывали, сначала через рынки, через свою сеть дистрибьюторов, потом постепенно вышли в розничную торговлю сами через свою собственную сеть магазинов. 

И на сегодня это системный, достаточно сильный розничный игрок. Они умеют не только шить одежду, но и делать магазины. И, на мой взгляд, это единственный пример появления нового отечественного сетевого бренда за кризис. Другого, открывшего хотя бы десять магазинов, нет. Есть те, кто открыл два-три магазина в рамках отдельного региона, которые выросли из интернет-торговли или дизайнерской студии.

Мы тоже пытались экспериментировать, открыли зону местных дизайнеров, херсонских, николаевских, но очень быстро поняли, что это не работает. Да, может быть, они шьют интересную одежду, но они не могут обеспечить объем, ассортимент, модельный ряд, даже размерную сетку. И самое главное, они не умеют торговать. Поэтому мы очень быстро этот проект свернули и заполнили места нормальными сетевыми игроками. Но я допускаю, что кто-то из столичных торговых центров, которые экспериментируют с этим форматом, со временем смогут его профессионализировать и превратить в по-настоящему сетевой проект.

Какие развлечения сейчас самые популярные в регионах?

Все зависит от того, как тот или иной оператор подходит к вопросу. Красноречивый пример — боулинг, эта тема в столице в последние два года умерла. В Киеве нет ни одного прибыльного клуба, они все работают либо в ноль, либо в минус. 

В то же время в Черкассах и Херсоне успешно работают клубы, которые поставили новейшее оборудование, не забывают о маркетинге. Чемпионат Украины по боулингу проходил пару месяцев назад в Черкассах, где хотя и десять дорожек, а не как в Киеве в некоторых клубах по тридцать, зато с хорошим отлаженным оборудованием. То же самое можно говорить о детских центрах. Люди любят проводить семейный отдых все вместе, так что спрос есть. Но если постоянно не работать над улучшением сервиса, то посетители будут искать альтернативу в других местах.

Вы отказались от сотрудничества с международным брендом по гостиничному проекту Khortitsa Palace в Запорожье и взялись за управление сами. Улучшилась ли после этого заполняемость? 

По сравнению с прошлым годом, показатели гораздо лучше. В октябре в рабочие дни, например, заполняемость доходит до 90%. Плюс благодаря рейсу турецких авиалиний у нас постоянно есть гости из Турции. 

Расскажите о проекте на Лютеранской в Киеве. Там изначально тоже планировалась гостиница, "Софитель", но в нынешних экономических условиях вы решили изменить концепцию?

Это будет жилой комплекс премиум уровня, примерно на сто квартир. Мы оставили фасады известного английского архитектора Сиферта, но внутри весь проект переделан архитектурной мастерской Пашенько. Абсолютно новый формат для нашего рынка — по тому как там будут распланированы квартиры, организованы потоки, инфраструктуре. 

И что там будет, свой спорткомплекс с бассейном?

Нет, мы как раз уходим от такого сервиса. Многим кажется, что подобные вещи дают преимущество, но на практике они ложатся бременем на всех его жильцов, в том числе на тех, кто ими не пользуется. По факту мало кто пользуется бассейном или спорткомплексом в домах такого уровня. Прежде всего, потому, что около половины тех, кто покупает квартиры, живут здесь несколько раз в году. Это региональные или международные бизнесмены, приезжающие по делам.

Мы делали акцент на других элементах инфраструктуры, которые будут использоваться ежедневно. Например, такие простые вещи как комната для охранников и водителей. Пока в наших комплексах таких помещений не предусматривает. На подобные мелочи мы и постарались сделать акценты: черные кухни, отдельные лифты для загрузки и для жителей дома.  Мы рассчитываем, что именно тщательная продуманность сервиса, а не наличие бассейна сделают наш дом премиальным. 

Плюс мы используем инженерные решения, которые пока практически не применяются у нас в жилом строительстве. Например, центральное кондиционирование, никаких сплит-систем. И эта система будет мультизональной. В принципе, такие решения активно применяются во всем мире даже для жилья бизнес-класса, не говоря уже о премиум.

Насколько привлекательна сейчас жилая недвижимость? 

Жилая недвижимость нам не интересна в формате эконом или бизнес, те всплески активности, которые мы видим сейчас в Киеве, не есть рыночными, и связаны больше с реинвестицией гривневой массы, которая накопилась у многих людей. 

Я считаю, что на рынке эконом-жилья намечается кризис, потому что очень много строится, и нет уверенности, что весь объем будет поглощен. А поскольку половину строек предполагается завершить за счет поступлений от продажи, у многих проектов начнутся трудности. В то же время сейчас в Киеве заняты все мощности, найти строительную технику крайне сложно. Если не случится какого-нибудь чуда, например, запуска некой государственной программы, проблем не избежать.  

Справка UBR.ua: Компания "Будхаус" развивает проекты в столице и в регионах Украины. В пакете девелопера успешно работающие региональные ТРЦ "Фабрика" (Херсон), "Любава" (Черкассы"), Forum Lviv (Львов), гостиница Khortitsa Palace (Запорожье). На стадии строительства находятся торговые центры "Никольский" в Харькове и YESSA в Одессе, спроектированы "Фабрика-2" в Запорожье и Hartz в Киеве.

Теги: недвижимость трц жилье будхаус групп максим гаврюшин
Источник: Украинский Бизнес Ресурс Просмотров: 14